Московский, Киевский, Минский и прочая, и прочая… Стремясь к укреплению церковного единства, Патриарх Кирилл провоцирует рост автокефалистских настроений
"Новороссия", "наша единая Родина", "единый народ", "Святая Русь",
"Русский мир"… Без этого набора геополитических штампов теперь не
обходится ни одно выступление церковных иерархов, приветствующих
очередное 9-дневное турне по Украине Патриарха Кирилла. Несмотря на
официальные заверения о "сугубо пастырском" характере визита, его ярко
выраженная политическая окраска никого не смущает – ни новую
промосковскую власть в Киеве, ни, разумеется, клир и паству УПЦ МП. В
Украине теперь дуют совсем другие политические ветры, чем год назад. И
то, что при Ющенко казалось дерзким политическим вызовом, теперь
превратилось в дежурный ритуал.
Единомышленные или, по крайней
мере, лояльные друг другу церковные и политические деятели убеждают друг
друга в том, с чем они давно согласны: "Россия, Украина, Беларусь –
единая Святая Русь". Едва ли Одесса, Днепропетровск или Донецк являются
очагами украинской государственной идеи, хранителями украинской
идентичности. Значительная часть русскоязычного населения этих городов
ничего не имеет против "воссоединения" с Россией, рассуждая в рамках
старой советской парадигмы: "Зачем нам свобода, была бы колбаса".
Российский уровень жизни, с точки зрения русскоязычного украинца, чье
мировосприятие формируется российской государственной телепропагандой,
значительно выше украинского, в стране "наведен порядок", кругом золотой
рекой разливаются нефтедоллары. Людей с таким мировосприятием Патриарх
Кирилл может лишний раз не агитировать.
Источником и хранителем
украинских государственной идеи и национальной идентичности является
Запад – Галичина и Волынь, отчасти Центр – с его вековыми традициями
национально-демократической интеллигенции. Но ехать в западно-украинский
регион, являющийся неотъемлемой частью его "канонической территории",
Патриарх Кирилл не спешит (Почаевская лавра, по известным причинам, не в
счет). А именно там находится основная часть потенциальной патриаршей
аудитории, которая имеет серьезные основания сомневаться в правильности и
спасительности доктрины "Русского мира". Не для этой ли аудитории,
кстати, официальный сайт РПЦ МП открыл украинский раздел – единственную
постоянно действующую версию этого сайта на иностранном языке?
При
всей своей дипломатичности Патриарх Кирилл порой слишком резко берется
за "решение вопросов". Действительно, тренд на подчинение украинской
элиты Москве очевиден, но процесс развивается не столь однозначно.
Например, президент Янукович не собирается признавать независимость
Абхазии и Южной Осетии, хотя Москва, в обмен на это признание, обещает
ему немало льгот и преференций. Беря инициативу в свои руки, Патриарх
Кирилл провозглашает Киев "синодальной столицей Московского
патриархата", а Одессу – одной из своих резиденций. Парадокс состоит в
том, что все это происходит на территории самой независимой части
Московского патриархата, которая самостоятельно создает епархии,
формирует епископат, избирает предстоятеля. Эксперты неоднократно и
справедливо указывали, что степень реальной независимости УПЦ МП
превосходит аналогичный показатель не то что в автономных, а даже в
автокефальных Церквах "мирового православия" (например, в Элладской).
Патриарх Кирилл как будто этого не замечает.
А между тем,
украинский церковный вопрос – очень деликатный, гораздо более
деликатный, чем вопрос об отношениях Януковича с Путиным. Киевская
митрополия исторически и культурно является "материнской" для Московской
патриархии, а ее автономный статус в рамках Константинопольского
патриархата был уничтожен Москвой в 1686 г. при очень смутных
обстоятельствах. Движение церковной "самостийности" в Украине имеет
глубокие формы, оно было заметно уже в XIX в., а в начале ХХ в. достигло
апофеоза. Наконец, геополитические изменения конца ХХ в. носят
необратимый характер, как бы сильно ни ностальгировал кто-то в Москве
или Киеве по "счастливому" советскому или имперскому прошлому. В истории
человечества не было еще ни одной империи, которая не подверглась бы
демонтажу. Да и опыт последних 20 лет церковной независимости УПЦ МП
слишком ярок и обладает массой преимуществ по сравнению с опытом
московской "симфонии", чтобы кто-то захотел от него так просто
отказаться, испугавшись грозного баса Патриарха Кирилла.
Лапидарные
действия предстоятеля РПЦ МП на "украинском направлении" способны, по
нашему убеждению, усилить автокефалистские настроения в УПЦ МП.
Очевидно, Патриарх Кирилл исходит из некоторых глубоко укоренившихся в
московском менталитете имперских стереотипов в отношении Украины. Это
приводит к ошибочному занижению дипломатических способностей и
интеллектуального ресурса украинских партнеров. На самом же деле, в
Киеве прекрасно понимают, что УПЦ МП – мощнейший "символический капитал"
Украины, потому что 17 000 украинских православных приходов (всех
юрисдикций, вместе взятых, из них почти 12 000 УПЦ МП) – величина,
способная склонить в любую сторону соотношение сил на чаше весов
православной ойкумены. И очередное изменение внешней политической
конъюнктуры отнюдь не ведет механически к упразднению де факто
автокефалии УПЦ МП. Рискнем даже предположить, что канонический статус
Украинской Церкви является феноменом более стабильным и устойчивым, чем
государственный статус Украины.
В общем, хотя визит Кирилла в
Украину только начался, есть уже основания говорить о том, что он будет
менее успешным, чем в прошлом году. Первый визит подобного рода всегда
воспринимается как "прорывной", тем более если он проходит в сложных
политических условиях. Второй же визит воспринимается как "дежавю", тем
более что его основной пафос уже не кажется оригинальным в новых
политических условиях, где он совпадает с мейнстримом. Частота и
продолжительность визитов Патриарха РПЦ МП в Украину лишают их оттенка
эксклюзивности, если угодно – сенсационности, постепенно сводя их до
уровня протокольного ритуала. Это хорошо заметно по реакции прессы и
политического класса Украины на нынешний визит – она заметно более
вялая, чем в прошлом году. Журналисты, конечно, констатируют
преимущественно политический характер визита, но вот уже с определением
"тайной миссии", которую возложил Кремль на Кирилла, теряются. Ведь
Кремль теперь напрямую реализует в Украине все свои самые заветные,
"тайные" мечты.
Очевидно, Патриарх Кирилл полагает, что менее
активное его присутствие в Украине усилит автокефалистские
поползновения. Нам же представляется, что все обстоит прямо
противоположным образом. Одно дело – иметь Патриарха в качестве знамени,
далекого и недосягаемого символа "каноничности" и "церковного
единства". Совсем другое дело – постоянно сталкиваться с его
административным вмешательством, расхлебывать скандалы, вспыхивающие в
чрезмерно независимой украинской прессе то по поводу дорогих часов, то
лимузинов, то неадекватных мер безопасности, сопровождающих каждое
движение Патриарха, то неудачных политических деклараций. Все это
неизбежно ведет к девальвации светлого символа "церковного единства", к
подрыву самой идеи этого единства. Да и постоянного вмешательства в свою
епархию не любит ни один архиерей.
Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"
http://www.portal-credo.ru