Мы вступаем в Великий пост, посыпая голову пеплом. С давних
времен пепел отождествляется со слабостью и бренностью человека; это -
символ горести и покаяния. Не только у израильтян, но и у египтян,
арабов и греков посыпание головы пеплом символизировало жалобу, печаль,
покаяние и сокрушение.
На этом фоне мы лучше понимаем
древнехристианские обычаи и формы покаяния: начиная публичное покаяние,
грешники одевали власяницы и посыпали себе головы пеплом, питались
только хлебом и водой. Такая суровая для человека практика покаяния
налагалась за такие грехи, как убийство, прелюбодеяние, отречение от
веры и т. п. с запрещением участвовать в Евхаристической Литургии с
Пепельной Среды до Великого Четверга.
Со временем практика публичного покаяния исчезла, хотя дух
внутреннего покаяния остался наряду с обрядом посыпания головы пеплом и
строгим постом "на хлебе и воде". Пепел - это символ скоротечности нашей
телесной жизни. Его получают, сжигая прошлогодние пальмовые или
березовые ветви, освященные в Вербное Воскресенье.
Это - знак надежды
на жизнь вечную, получаемую благодаря Страданиям Христа, Его Крестной
Смерти и Воскресению. Во время Великого Поста мы имеем возможность
доказать силу нашей веры и любви, а также нашу связь со Христом и Его
победой.
О. Владислав Клоц SDB
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
http://www.procatholic.ru