Исповедую единое крещение во отпущение грехов.
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
В Символе веры, с помощью которого мы каждое воскресенье исповедуем свою веру, мы утверждаем: « Исповедую единое крещение во отпущение грехов». Это единственное явное упоминание какого-либо Таинства в Символе веры. Там говорится только о Крещении. В самом деле – Крещение представляет собой "дверь”, через которую мы входим в веру и в христианскую жизнь. Воскресший Иисус оставил апостолам этот наказ: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16,15-16). Миссия Церкви заключается в том, чтобы евангелизировать и отпускать грехи через Таинство Крещения. Но вернемся к Символу веры. Эту фразу можно разделить на три части: «исповедую»; «единое крещение»; «во отпущение грехов».
1.Первый элемент: «Исповедую». Что это значит? – Это торжественное слово указывает на огромную важность объекта, то есть, Крещения. В самом деле, произнося эти слова, мы утверждаем нашу истинную идентичность чад Божиих. Крещение является в некотором смысле документом, удостоверяющим личность христианина, его свидетельством о рождении. Это свидетельство о рождении в Церкви. Все вы знаете день своего рождения, ведь так? Все вы празднуете день рождения, все мы это делаем. Но я задам вопрос, который уже задавал и буду еще задавать: кто из вас помнит дату своего Крещения? Поднимите руку. Кто из вас? Мало. Вас не много. И я не спрашиваю епископов, чтобы им не стало стыдно, если они этого не помнят, да? Увы, мало тех, кто помнит. Но сделаем так: сегодня, когда вернетесь домой, спросите себя: «В какой день я был крещен?», вспоминайте. И это ваш второй день рождения. Первый день рождения – это день собственно рождения, а второй – день рождения в Церкви: день, в который вы родились в Церкви. Сделаете это? Считайте это домашним заданием: вспомнить день, когда ты родился и поблагодарить Господа за то, что Он открыл двери Своей Церкви в тот день, когда ты получил Крещение. Сделаем это сегодня. Вместе с тем, с Крещением связана наша вера во отпущение грехов. Таинство Покаяния, или Исповедь является, в сущности, "вторым крещением”, которое всегда отсылает к первому, чтобы укрепить и обновить его. В этом смысле день нашего Крещения является отправной точкой на пути обращения, прекрасном пути, который длится всю жизнь, пути обращения, который постоянно поддерживается Таинством Покаяния.
А также подумайте об этом: когда мы идем исповедоваться в наших слабостях, в наших грехах, – мы идем просить прощения у Иисуса, но идем также обновить свое Крещение с помощью этого прощения, и это прекрасно. Это как праздновать в каждой исповеди день Крещения. И таким образом Исповедь – это не сеанс в камере пыток, а праздник, чтобы отметить день Крещения. Исповедь – она для крещеных! Для того, чтобы держать в чистоте белые одежды нашего христианского достоинства!
2. Второй элемент: «единое крещение». Это выражение напоминает другое выражение – св. Павла: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4,5). Слово "крещение” буквально означает "погружение”, и действительно, это Таинство представляет собой истинное духовное погружение – куда? В бассейн? Нет, в смерть Христа. Крещение – это именно духовное погружение в смерть Христа, из которой возрождаются вместе с Ним как новые творения (ср. Рим 6,4). Речь идет об омовении возрождения и просвещения. Омовение возрождения – потому что оно осуществляет это рождение от воды и от Духа, без которого никто не может войти в небесное царство (ср. Ин 3,5). Омовение просвещения – потому что, через Крещение, человек наполняется Христовой благодатью, «Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1,9) и изгоняет мрак греха. И поэтому в церемонии Крещения родителям дают зажжённую свечу, символизирующую это просвещение. Крещение просвещает нас изнутри светом Иисуса. В силу этого дара крещеный призван сам стать этим светом, светом полученной им веры, светом для братьев, особенно для тех, кто пребывает во мраке и не видят просвета на горизонте своей жизни.
Спросим себя: чем является Крещение для нас, – фактом из прошлого, тем днем, той датой, которую вы сегодня пытаетесь вспомнить, или живая реальность, которая касается нашего настоящего, во всем? Ты чувствуешь себя сильнее, с этой силой, которую тебе дает Христос, Своим воскресением, – ты чувствуешь себя сильнее, или чувствуешь себя слабым, не ощущаешь эту силу? Но ведь Крещение дает силу. Чувствуешь ли ты себя с Крещением немного просвещенным, просвещенной? С этим светом, идущим от Христа, ты несешь свет, или остаешься мрачным, никому не показывая свет Иисуса, пребывающий в тебе? Подумайте об этом. Примите благодать Крещения, которая есть дар, и станьте светом, – светом для всех.
3. Наконец, рассмотрим вкратце третий элемент: «во отпущение грехов». Вспомните Символ веры: единое Крещение; исповедую единое крещение во отпущение грехов. В таинстве Крещения отпускаются все грехи, – первородный грех и все личные грехи, а также наказания за грех. Крещением открывается дверь в истинную новизну жизни, не обремененной грузом негативного прошлого, но уже ощущающей красоту и благость Царства небесного. Речь идет о мощном вмешательстве милости Божьей в нашу жизнь, чтобы спасти нас. Это спасительное вмешательство не лишает нашу человеческую природу ее слабости, – все мы слабые и все мы грешники, да? – и не лишает нас ответственности просить прощения всякий раз, как мы ошибаемся! И это прекрасно. Нельзя креститься два, три, четыре раза, но можно пойти к Исповеди, и когда мы идем к Исповеди, обновляем эту благодать Крещения. Это все равно, что второй раз креститься. Господь Иисус настолько добр, что не устает прощать нас. Не забывайте об этом. Крещение открывает нам двери в Церковь. И когда эта дверь немного прикрывается – из-за наших слабостей и грехов – Исповедь их вновь открывает, потому что Исповедь – это как второе Крещение, которое прощает нам все и просвещает, чтобы мы шли вперед со светом Господа, с Его радостью. Потому что нужно жить с радостью Иисуса Христа и это тоже Господня благодать. Спасибо!