- Отец Джузеппе, расскажите немного о себе нашим читателям.
- Мне уже 75 лет, 49 из них я - священник. Почти 18 лет я служу в
приходе св. Луки в Вероне. До этого 10 лет был настоятелем в Ка ди
Давид, городке близ Вероны. 20 лет жизни я посвятил работе в семинарии:
10 лет в малой, и 10 лет в высшей духовной семинарии веронской епархии.
Был диоцезиальным ассистентом «Католического действия». Между работой в
младшей и высшей семинариях я несколько лет был секретарем Слуги Божиего
епископа Карраро. В настоящее являюсь постулатором процесса
беатификации дона Бернардо Антонини. Не знаю, почему именно я - может
быть, потому что я был знаком с Доном Бернардо, а может и благодаря
тому, что у прихода, где я служу, сложились особые, богатые связи с
русскими католиками: российский период жизни Дона Бернардо играет
важнейшую роль в процессе его прославления.
- Вы были знакомы с Доном Бернардо при его жизни. Какие вас связывали
отношения?
- Мои отношения с Доном Бернардо начались еще когда я поступил в
семинарию, потому что он был, как у нас говорят, «ассистентом» нашего
класса. И когда я был вице-ректором и преподавателям в младшей
семинарии, он тоже там преподавал, поэтому мы были в постоянных и очень
хороших отношениях. Позже, когда я перешел работать в высшую семинарию,
он преподавал в богословском институте, поэтому наши отношения не
прерывались. Ужа служа в России, он регулярно звонил мне: обычно просил
принять кого-то из русских священников.
Отдельная история - это отношения Дона Бернардо с приходом св. Луки, где
я служу, поскольку именно туда он приезжал служить по выходным все пять
лет пока работал в семинарии. Дон Бернардо познакомил меня с
множеством русских священников - всем моим знакомствам в России я обязан
дону Бернардо.
Случилось так, что когда дон Бернардо умер, его тело было выставлено для
прощания именно в приходе св. Луки. Вообще-то это должно было
происходить в семинарии, но она была закрыта на пасхальные каникулы, и
выбрали приход, с которым были связаны многие годы его жизни.
- На каком этапе сейчас находится процесс?
- Сейчас продолжается епархиальный процесс подготовки к беатификации о.
Бернардо, который начался 11 февраля 2009 года.
Если говорить о последних событиях, то 2-10 июня мы побывали в
Караганде. Там мы встречались с епископом Яном Павлом Ленгой, с
греко-католическим священником, четырьмя епархиальными священниками и
несколькими мирянами. Все собранные нами там свидетельства очень богаты.
Как и всегда, когда речь заходит о доне Бернардо, люди подчеркивают три
факта: постоянная улыбка и неизменная доброжелательность к людям, в
его руках всегда был св. Розарий, и, наконец, - его неразрывная связь с
Евхаристией. Это говорили все, с кем мы встречались.
В Вероне на процессе было заслушано уже 44 свидетеля: 37 итальянцев,
остальные - иностранцы: прежде всего, митрополит Тадеуша Кондрусевича,
который специально для этого приезжал в Верону, и несколько священников,
учившихся или работавших в семинарии, которую возглавлял Дон Бернардо.
- В чем заключается Ваша роль как постулатора этого процесса?
- Моя задача как постулатора - собрать всю документацию, письменные и
устные свидетельства, чтобы предоставить их епископу. Постулатор обязан
принести присягу, что не станет оказывать давление на свидетелей ни за,
ни против вопроса о беатификации. Сам постулатор не участвует в снятии
показаний на процессе. Но в конце он читает все собранные показания и
решает, какие вопросы должны быть рассмотрены более подробно, и должны
ли быть привлечены дополнительные свидетельства.
Мы собрали уже огромное количество документов, которые нужно перевести в
электронную форму. Помимо собственно документов процесса есть еще около
50 свидетельств разных людей, которые хотят рассказать о своих встречах
с Доном Бернардо, и которые технически не входят в процесс. Мы также
получили сведения о некоторых благодатях, полученных по заступничеству
Дона Бернардо, и которые, следует подчеркнуть, не являются чудесами.
Вообще процесс дона Бернардо - достаточно сложный, потому что его
деятельность проходила не только в Италии, но и в России, и в
Казахстане, и потому времени для сбора свидетельств требуется намного
больше, чем, скажем, в случае обычного епархиального священника в
Италии. И надо сказать, тут есть в некоторой степени ваша вина, потому
что Россия пока сильно отстает в сборе свидетельств. Не просто
воспоминаний и впечатлений о встречах с Доном Бернардо, но именно
официальных канонических свидетельств. Поэтому одна из целей моего
визита - узнать хотя бы предположительно, когда можно ожидать завершения
этой стадии процесса в России.
- Сколько всего процессов канонизации идет в веронской епархии? Можно ли
говорить о чем-то общем в них, о каком-то общем образе святости?
- Недавно завершился процесс епископа Джузеппе Карраро. Также завершился
процесс одного веронского мирянина, который основал ассоциацию мирян,
заботившуюся о третьем мире. Сейчас идут процессы Дона Бернардо и
монсеньора Боззио. С одной стороны это очень похожие священники, с
другой стороны - очень разные, потому что монс. Боззио всю свою жизнь
прожил в Вероне и обладал особой литургической и святоотеческой
духовностью. Дон Бернардо же, хотя и происходил из тех же кругов,
отличался именно своей особой открытостью всему миру.
Общее, которое бросается в глаза в этих процессах - это евхаристическое и
марианское благочестие. Эти два качества роднят людей в остальном очень
разных.
- Какую роль в процессе играет российская часть жизни Дона Бернардо?
- Последние годы жизни всегда оказываются фундаментальными в процессе, и
в данном случае это особенно верно. Потому что, хотя миссионерское
рвение было всегда присуще Дону Бернардо, оно поистине взорвалось, когда
он приехал в Россию.
В этой связи интересно упомянуть одну находку: мы обнаружили его слова в
журнале малой семинарии, где он преподавал в 1964 году. Он написал: мы
начинаем новый учебный год, и поручаем его Пресвятой Троице и Богородице
Фатимской, ради обращения России и Китая. То есть, очевидно, что он жил
этим намерением больше, чем за 20 лет до того, как смог лично приехать в
Россию.
Глядя на последние годы жизни человека, можно глубоко понять его веру,
богословские и моральные добродетели - героическая степень которых и
должна быть доказана на процессе. В случае Дона Бернардо важный факт -
то, как он умел использовать средства, которые проходили через него. Это
были огромные суммы, но они не «прилипали» к нему. Он помогал людям не
глядя - католик перед ним или мусульманин, но всем являл любовь
Христову.
Еще одна вещь, на которую я обратил внимание: любое поручение, которое
он получал, он принимал полностью - душой и телом, и буквально жил им до
конца. Каждое задание, которое давал ему епископ, становилось для него
буквально самой его жизнью.
Если был у него важный недостаток - это то, что он не давал себе отдыха.
Многие отмечали, что он никогда не переставал быть священником: в
Вероне на бензоколонке он мог расспрашивать работников, праздновали ли
они Пасху, когда в последний раз были в храме, исповедовались,
причащались и т.д.
- Какие плоды, как Вам кажется, его деятельность в России принесла для
веронской епархии, для Церкви вообще?
- Плоды деятельности Дона Бернардо должны быть очевидны прежде всего
вам, живущим в России. Когда я слышу о том, сколько он успел сделать, и
вижу, сколько людей продолжают дела, начатые им, то понимаю, что это,
безусловно, плоды, у которых есть будущее.
Если говорить о его деятельности в Вероне в последние годы жизни, то его
визиты всегда поддерживали энтузиазм среди многих священников и верных.
Когда он приезжал в отпуск, это только называлось отдыхом: он ездил по
приходам и рассказывал людям о том, что происходит в России, пробуждая
тем самым интерес к миссионерской деятельности.
Если материальный знак что-то значит, то тот факт, что мы продолжаем
собирать средства - и в частности пожертвования на Мессы - для России, и
то, что это составляет заметную часть деятельности веронской епархии,
уже говорит сам за себя.
- Какие формы почитания кандидата к прославлению уместны теперь на
данном этапе процесса?
- Не может быть никакого публичного культа, однако возможна молитва по
заступничеству отца Бернардо. На кладбище, где покоится его прах, есть
ящик, куда можно опускать записки с просьбами. Как я уже сказал, мы
имеем свидетельства о некоторых благодатях, полученных по заступничеству
Дона Бернардо.
В Казахстане имя Дона Бернардо носит катехитический центр. Это была
спонтанная реакция: поскольку центр открывался в год его смерти, то
когда решался вопрос о названии, ответ пришел сам собой.
- Были ли во время процесса встречи, которые произвели на Вас особое
впечатление?
- Для меня очень важной была встреча с имамом, мусульманским
священнослужителем, который назвал Дона Бернардо «своим братом», и
сказал, что по его мнению Дон Бернардо «вошел в небо со своим крестом».
Он назвал Дона Бернардо человеком Слова, потому что он всегда имел при
себе Библию, и настоящим свидетелем веры, человечности и экуменизма,
отмеченных огромным вниманием к каждому, кого он встречал.
http://www.cathmos.ru/