Это лишь некоторые из множества
восклицаний последних дней. Что они говорят о Папе Франциске? Много
хорошего, но об этом в другой раз. А что это говорит о нас? То, что у
нас очевидный перекос в восприятии реальности и оценке ситуации. Для
многих людей на земле поездки на автобусе – это необходимость, а не
вопрос выбора. Разве жить в квартире рядом со дворцом – это аскеза?
Платить по счетам за гостиницу – это ведь совершенно нормальная вещь, а
не повод для восторгов.
Подает ли он тем самым пример другим?
Конечно, но только – кому? Уж точно не тем, кто и без того каждый день
ездит в холодном трамвае или переполненном метро. И точно не тем, кто
даже серебро позволить себе не в состоянии. Скорее, он подает пример
епископам всего мира, священникам и мирянам, которые пользуются своим
положением, извлекая из него личную выгоду.
О чем еще свидетельствует столь
восторженное принятие простоты Франциска? О том, что именно об этом мы
тосковали долгие годы, именно этого нам так не хватало. О том, что нам
мил Папа, которому не чужды простые будни простых людей. О том, что так
он становится для нас еще более достойным веры свидетелем и учителем.
Возможно, наше отношение к Франциску – это также непреднамеренная и
подсознательная критика прошлых Пап, понимание, что как раз этого им и
не хватало.
В самом ли деле прежним двум Папам
недоставало простоты? Думаю, отнюдь. И Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI
оставили нам свидетельство глубокой веры и смирения, даже аскезы. Однако
они относились к смирению и аскезе, скорее, как к пути личного
освящения. Мне кажется, Франциск хочет чего-то большего: свое смирение
он желает превратить в инструмент – и широкого действия, и даже папского
учения.
Отсюда та решимость с самого первого дня
– не дать должности исказить то, что он считает своим nomen omen
францисканским призванием. Ведь папство не отменяет обязанность
христианина следовать за Христом согласно собственному, данному Богом и
распознанному в молитве, призванию.
Наконец, давайте спросим сами себя:
считаем ли мы, что Папа делает все эти простые жесты ради нашей похвалы?
Ждет ли он от нас этой похвалы? Я – сомневаюсь. Скорее, он призывает
нас – как сам сказал сразу после "habemus papam” – пройти этот путь
вместе. Призывает вступить на путь личного покаяния и обращения. И если
на этом пути лимузин не нужен, то зачем его держать?..
Конрад Савицкий
(с) перевод: Братство святой Биргитты