Комментарий Конгрегации по Учению Веры.
Ватикан, 27 декабря 2010 года, ZENIT – Agnuz
- Папа Бенедикт XVI никоим образом не изменил в Учении "Humanae Vitae” в
том, что касается использования презервативов и не воспринимает их лишь
как «меньшее зло», делающее относительным осуждение проституции».
Это подтверждает Конгрегация по Учению Веры в ноте, распространенной
21 декабря и озаглавленной «Об отношении сексуальности». Относительно
некоторых материалов "Luce del mondo”.
Конгрегация подчеркивает, что вследствие публикации книги-интервью
Бенедикта XVI «различные ошибочные ее истолкования стали причиной
путаницы в позиции Католической Церкви относительно некоторых вопросов
сексуальной морали».
«Нередко мысли Папы использовались в целях и интересах, чуждых смыслу
его слов, что становится очевидным при прочтении всех глав, где
говорится о сексуальности человека».
В ноте подчеркивается, что некоторые истолкования «представили слова
Папы, как утверждения противоречащие традиционной морали Церкви, как
предположения, которые одни восприняли, как позитивный поворот, а другие
восприняли с тревогой».
«В действительности, в словах Папы, касающихся такого совершенно
беспорядочного явления, как проституция, не содержится никаких указаний
на изменения ни в Учении о морали, ни в пасторской практической
деятельности Церкви».
Супружеская мораль.
Конгрегация подчеркивает, что в своих словах о презервативах Папа
«говорит не о супружеской морали и даже не о моральной норме
контрацепции».
«Эта норма, традиционная для Церкви, была осуждена довольно четко
Павлом VI в п.14 папской энциклики "Humanae Vitae”, где исключается
использование презерватива в качестве противозачаточного средства.
В ноте далее говорится, что «Идея о том, что из слов Бенедикта XVI
можно заключить, что в некоторых случаях позволяется прибегать к
использованию презерватива для избежания нежелательной беременности
является совершенно необоснованной и не соответствует ни его словам, ни
его мыслям».
Проституция.
В своих заявлениях Папа «высказывался о случае, совершенном отличном
от проституции, о явлении, которое христианская мораль всегда считала
полностью аморальным».
В своем видении проституции, объясняется в ноте, позиция Церкви
отрицательная: «с проституцией нужно бороться, благотворительные
учреждения Церкви, гражданского общества и государства должны прилагать
усилия для освобождения людей, вовлеченных в проституцию».
В случае людей, ВИЧ инфицированных и знающих об этом «помимо тяжкого
греха против шестой заповеди, они грешат и против пятой, потому что
сознательно подвергают серьезному риску жизнь других людей, что
отражается на общественном здоровье».
По этому поводу Папа утверждает, что презервативы «не являются
подлинным и моральным решением проблемы СПИДа, а сосредотачиваться
только на них, означает опошлять сексуальность».
«Однако, безусловно, что тот, кто использует презерватив в целях
уменьшения риска для жизни другого человека, желает ограничить зло,
связанное с его ошибочным поведением». Он продолжает, что «применение
презерватива в целях уменьшения опасности заражения может явиться первым
шагом на пути, ведущим к совершенной иной, более гуманной,
сексуальности».
«Речь идет о замечании вполне совместимым с другим утверждением Папы:
это неправильный и неподходящий способ противостояния ВИЧ инфекции», –
говорится в ноте.
Меньшее зло?
Что касается некоторых интерпретаций слов Папы с использованием так
называемой теории «малого зла», то Конгрегация объясняет, что эта теория
вызвана истолкованиями, отклонившимися от пропорциональной нормы.
«Любое действие, несущее зло своему объекту, даже если это
минимальное зло, не может быть дозволено. Папа не говорил, что
проституция с использованием презервативов может быть дозволена, в
качестве меньшего зла, как это предположили некоторые», – подчеркивается
в ноте.
«Церковь учит, что проституция аморальна и с ней нужно бороться. Если
кто-то несмотря на это, занимаясь проституцией и являясь при этом ВИЧ
инфецированным, использует презервативы в целях уменьшения риска
заражения, то это может быть первым шагом к уважению жизни других, и,
тем не менее, оно не снижает тяжести коварства проституции.
В сущности, в ноте подчеркивается необходимость того, чтобы члены и
учреждения Католической Церкви знали, что необходимо быть ближе к людям,
заботясь о больных и воспитывая всех так, чтобы они соблюдали
воздержание до вступления в брак и сохраняли верность в брачном союзе».
Таким же образом необходимо «предавать огласке поведения, которые
опошляют сексуальность, потому что, как говорит Папа, именно они
являются той опасной причиной, по которой многие люди больше не видят в
сексуальности выражение своей любви».
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz