В воскресенье состоялся исторический визит Папы Бенедикта XVI в римскую
Синагогу, где Св. Отец встретился, в частности, с Главным раввином
столицы Риккардо Ди Сеньи, президентом Союза еврейских общин Италии
Ренцо Гаттенья и президентом еврейской общины Рима Риккардо Пачифичи.
Перед тем как войти в Синагогу, Папа навестил в его квартире бывшего
Главного раввина Рима Эли Тоаффа: Тоаффу, принимавшему в 1986 году Папу
Войтылу, в конце апреля исполнится 95 лет, и пожилой раввин,
нуждающийся в кислородной подушке, не смог присутствовать на встрече.
Обращаясь к братьям по вере в единого Бога, явившего Себя Отцам и
пророкам, Бенедикт XVI выразил надежду, что контакты католиков с
римскими евреями будут впредь «укрепляться», следуя по дорогам
примирения и братства. Папа еще раз заверил в «уважении и любви»,
питаемой Епископом и Церковью Рима, равно как и всей Католической
Церковью, к римской иудейской общине и ко всем общинам евреев,
рассеянным по миру.
Учение Второго Ватиканского Собора стало
отправным пунктом для католиков в том, что касается отношения к
еврейскому народу. Собор открыл совершенно новую эпоху в их
взаимоотношениях. Согласно учительству Церкви, они должны зиждиться на
диалоге, братстве и дружбе. Именно по этому пути они и шли в последние
сорок лет. Папа перечислил основные вехи на этой стезе: визит в римскую
Синагогу его предшественника Иоанна Павла II 13 апреля 1986 года,
многочисленные встречи с представителями еврейской общины, в том числе
и в ходе зарубежных поездок, в частности, во время юбилейного
паломничества Войтылы на Святую Землю в двухтысячном году. О развитии
добрых отношений свидетельствуют и различные документы Святейшего
Престола, которые, после Декларации «Nostra Aetate», дали направление
для позитивного развития связей между католиками и иудеями. Бенедикт
XVI, конечно, упомянул и о своих контактах с евреями – во время поездки
на Святую Землю в мае прошлого года, а также в США и Германию, где Папа
посетил синагогу.
«Кроме того, -- добавил Св. Отец, --
Церковь не могла не осудить ошибки своих сынов и дочерей, попросив
прощения за все, что так или иначе провоцировало раны антисемитизма и
антииудаизма». Речь идет, в частности, о документе под названием «Мы
помним: размышления о Катастрофе», разработанном Комиссией по
религиозным связям с Иудаизмом.
Со временем мы все больше
понимаем, насколько трагической эпохой был для человечества ХХ век.
Нельзя забыть о том, как евреи были изгнаны из своих домов и отправлены
на смерть в Освенцим. «Увы, -- заметил Папа, -- многие оставались
безучастными, но многие, в том числе и итальянские католики, движимые
верой и христианским учением, отреагировали на это с мужеством, открыли
свои объятья, чтобы помочь евреям», часто рискуя жизнью. Святейший
Престол тоже проводил секретную и конфиденциальную акцию по спасению
евреев.
Цитируя Катехизис Католической Церкви. Папа напомнил
евреям, что, в отличие от других нехристианских религий, иудейская вера
уже представляет собою ответ на Богооткровение в Ветхом Завете.
Еврейскому Народу "принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и
законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них
Христос по плоти", ибо "дары и призвание Божие непреложны".
Совместное свидетельство и сотрудничество иудеев и католиков, по словам
Папы, возможно потому, что их сближают десять заповедей, составляющих
основу этики, надежды и диалога как для евреев, так и для христиан.
Так, десять заповедей требуют признания единого Господа, против
искушения идолов. На этой почве евреи и католики могут вместе
содействовать пробуждению общества к трансцендентному измерению.
Заповеди требуют уважения и защиты жизни, в противовес всякой
несправедливости и попранию прав, достоинства и свободы человека. И
здесь христиане могут заручиться поддержкой евреев в свидетельстве
против всякого эгоизма. Точно так же, это касается продвижения семейных
ценностей, а также милосердия к бедным, слабым и больным.
Речь Папы последовала за приветствием президента еврейской общины Рима
Риккардо Пачифичи. Несколько неожиданным, если учесть обстоятельства,
прозвучало его заявление о неисполнении своего долга Папой Пием XII.
Вот слова Пачифичи: «Молчание Пия XII перед лицом Шоа, то, что он не
сделал, по-прежнему ранит. Может быть, ему не удалось бы остановить
поезда смерти, но он мог дать какой-то сигнал, слово последнего
утешения, человеческой солидарности нашим братьям, перевозимым в
Освенцим». Пачифичи добавил, что евреи ожидают «общего суждения»,
надеясь, что «историки получат доступ к Ватиканским архивам, касающимся
того периода и всех событий, последовавших за крахом нацистской
Германии».
Однако ватиканские архивы того периода, когда
Пачелли был государственным секретарем, уже открыты, но, как подчеркнул
кард. Бертоне на презентации книги о Папе Пие XII в июне этого года, ни
один еврейский исследователь до сих пор не воспользовался доступом к
документам. 18/01/2010 http://www.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=350054
|