Пятница, 17.05.2024, 07:45 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
Новости Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость

Основное меню
Категории новостей
Святой Престол. Мир
Украина СНГ
Литургические чтения Толкование литургических чтений
Воскресная школа для детей Евангелизация
Новости сайта Публикации
Архив новостей
Мини - чат
Помогите ребёнку
Facebook



добавить на Яндекс
 
Главная » 2011 » Апрель » 22 » Пятница, 22 апреля Страстная Пятница Воспоминание Страстей Господних
10:31
Пятница, 22 апреля Страстная Пятница Воспоминание Страстей Господних
Ис 52, 13 – 53, 12; Пс 31 (30); Евр 4, 14-16; 5, 7-9; Ин 18, 1 – 19, 42

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА — это день скорби, поскольку смерть затронула Главу человечества, Иисуса Христа. Но это также и день надежды, ибо предваряет Воскресение. «Иисус Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 8). «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19). «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его» (Рим 5, 8-10). «Иисусу Христу, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр 1, 5-6). В день кровавой жертвы Христа Церковь воздерживается от служения св. Мессы, бескровной Жертвы. В вечернее время проводится богослужение, начало которого кроется в христианской древности. Всё богослужение охватывает четыре части:

В первой части, в Литургии Слова, мы слушаем фрагменты Священного Писания, которые вводят нас в тайну смерти Христа, а также размышляем над повествованием о Страстях Христовых по Евангелию от Иоанна. Литургию Слова завершает молитва верных.

Вторая часть литургии Страстной Пятницы — поклонение Кресту. Крест — знак нашего Спасителя, он напоминает нам о Его страданиях и является символом христианской веры. Сегодня мы публично поклоняемся кресту, на котором совершилось спасение мира, за что каждый христианин может получить полную индульгенцию.

Священник, стоя перед алтарём, берёт Крест, открывает и поднимает его, произнося слова:

С. Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира.

Все: Придите, поклонимся.

Во время поклонения Кресту поются соответствующие песнопения.

Третья часть — причащение. После того, как завершится поклонение Кресту, священник или диакон переносит Пресвятые Дары из темницы и после прочтения Молитвы Господней раздаёт верным св. Причастие.

В четвёртой части — после св. Причастия, Пресвятые Дары в процессии переносятся ко Гробу Господню. Поклонение Пресвятым Дарам в Гробе Господнем продолжается до начала Навечерия Пасхи.

Вспомни, Господи, о Своём милосердии и освяти рабов Твоих, храня их вечно; за них Своею Кровью установил Пасхальную Тайну Христос, Сын Твой, живущий и царствующий во веки веков.

Утренняя молитва
В руки Твои предаю дух свой.

Отче, эти слова Иисуса, полные доверия, сам я произнести не в силах – скажи это Ты устами моими. Ты обитаешь во мне в полноте Святого Духа, соделай, чтобы звучала во мне эта молитва, чтобы звучали в сердце моём эти слова!

Пусть действие это будет столь сильным, чтобы я смог по новому оценить всю жизнь свою в свете этой молитвы, чтобы взвесил свои действия, оценил своё признание, будущее и обязательства.
Уже перед своим воскресением во славе Ты открыл свою сущность, предав в руки Отца свою жизнь. Помоги и нам понять, что жизнь, укоренённая в Евангелии, жизнь, отданная Отцу, уже пребывает в Царстве, это уже является откровением истинной славы Божией.
Кардинал Карло Мария Мартини

Ис 52, 13 — 53, 12

Чтение книги пророка Исаии.

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесётся, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен более всякого человека лик Его, и вид Его — более сынов человеческих! Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесёт. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 31

Припев: Отче, в Твои руки предаю дух Мой.

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; *
по правде Твоей избавь меня.
В Твою руку предаю дух мой; *
Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

От всех врагов моих я сделался поношением *
даже у соседей моих
и страшилищем для знакомых моих; *
видящие меня на улице бегут от меня.
Я забыт в сердцах, как мёртвый; *
я — как сосуд разбитый.

А я на Тебя, Господи, уповаю; *
я говорю: Ты мой Бог.
В твоей руке дни мои; *
избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; *
спаси меня милостью Твоею.
Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, *
все надеющиеся на Господа!

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 4, 14-16; 5, 7-9

Чтение Послания к Евреям.

Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Христос, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.

Слово Божие.

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 18, 1 — 19, 42

Слава Тебе, Слово Божие.

Христос ради нас смирил Себя, * быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. * Посему и Бог превознёс Его * и дал Ему имя выше всякого имени.

Слава Тебе, Слово Божие.

Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Иоанна.

Предательство Иуды и взятие Иисуса под стражу

Е В то время:

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его; потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: Х кого ищете? Е Ему отвечали: Н Иисуса Назорея. Е Иисус говорит им: Х это Я. Е Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я», они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: Х кого ищете? Е Они сказали: Н Иисуса Назорея. Е Иисус отвечал: Х Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, сказанное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». Е Симон же Пётр, имея меч, извлёк его, и ударил первосвященнического раба, и отсёк ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: Х вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

Иисус перед судом первосвященников

Е Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его. И отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

Отречение Петра

За Иисусом следовали Симон Пётр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошёл с Иисусом во двор первосвященнический. А Пётр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввёл Петра. Тут раба придверница говорит Петру: Д и ты не из учеников ли Этого Человека? Е Он сказал: Д нет. Е Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Пётр также стоял с ними и грелся.

Иисус перед Анной и Каиафой

Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Х Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Е Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: Д так отвечаешь Ты первосвященнику? Е Иисус отвечал ему: Х если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня? Е Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

Симон же Пётр стоял и грелся. Тут сказали ему: Н не из учеников ли Его и ты? Е Он отрёкся и сказал: Д нет. Е Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Пётр отсёк ухо, говорит: Д не я ли видел тебя с Ним в саду? Е Пётр опять отрёкся; и тотчас запел петух.

Дознание Пилата и Иудеев

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: Д в чём обвиняете Человека Сего? Е Они сказали ему в ответ: Н если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Е Пилат сказал им: Д возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Е Иудеи сказали ему: Н нам не позволено предавать смерти никого, — Е да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.

Первый допрос

Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Д Ты Царь Иудейский? Е Иисус отвечал ему: Х от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Е Пилат отвечал: Д разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Е Иисус отвечал: Х Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда. Е Пилат сказал Ему: Д итак Ты Царь? Е Иисус отвечал: Х ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Е Пилат сказал Ему: Д что есть истина?

Христос или Варавва?

Е И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: Д я никакой вины не нахожу в Нём. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Е Тогда опять закричали все, говоря: Н не Его, но Варавву. Е Варавва же был разбойник.

Бичевание, терновый венец и второй допрос

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплётши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: Н радуйся, Царь Иудейский! Е И били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: Д вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины. Е Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Д се, Человек! Е Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: Н распни, распни Его! Е Пилат говорил им: Д возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины. Е Иудеи отвечали ему: Н мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Е Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: Д откуда Ты? Е Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: Д мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Е Иисус отвечал: Х ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Приговор Пилата

Е С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: Н если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю. Е Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: Д се, Царь ваш! Е Но они закричали: Н возьми, возьми, распни Его! Е Пилат говорит им: Д Царя ли вашего распну? Е Первосвященники отвечали: Н нет у нас царя, кроме кесаря. Е Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

Распятие Иисуса Христа

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: Н не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Е Пилат отвечал: Д что я написал, то написал.

Е Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: Н не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — Е да сбудется сказанное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». Так поступили воины.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Х Жено! се, сын Твой. Е Потом говорит ученику: Х се, Матерь твоя! Е И с этого времени ученик сей взял Её к себе.

Смерть Иисуса Христа

После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: Х жажду. Е Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: Х совершилось! Е И, преклонив главу, предал дух.

Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили».

Погребение Иисуса Христа

После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Слово Господне.

Размышление
Описывая арест Иисуса и предшествующие ему события в Гефсиманском саду, Иоанн оказывается заметно лаконичнее и сдержаннее других евангелистов. Он, в частности, не упоминает ни о молитве, которой молился Спаситель перед Своим арестом, ни о том, как апостолы, не в силах выдержать чрезмерное для них напряжение, заснули, несмотря на просьбы своего Учителя. Он лишь кратко сообщает, что Гефсиманский сад был хорошо известен Иуде, так же как и другим апостолам, потому, что он был обычным местом собраний и бесед Иисуса (ст. 1 – 2). Судя по свидетельству евангелиста, арестовывать Иисуса пришли не римские солдаты, а храмовая стража, причём арест производился в присутствии представителей фарисейского движения (ст. 3). Иисус, ожидавший ареста, Сам вышел навстречу пришедшим за Ним представителям власти (ст. 4 – 5). Воздействие Личности Спасителя на всех, кто оказывался рядом с Ним, было столь велико, что пришедшие за Ним не сразу решились сделать то, за чем пришли (ст. 5 – 12). А Иисус между тем предпринял всё возможное, чтобы избавить от ареста Своих учеников (ст. 7 – 9). Он, как видно, понимал, что апостолы с трудом представляют себе значение и смысл происходящего и, возможно, опасался, что они могут попытаться воспользоваться моментом для того, чтобы, оказав вооружённое сопротивление представителям власти, начать таким образом восстание, которое, по их замыслу, должно будет перерасти в полномасштабную войну под религиозными и мессианскими лозунгами. И опасения Его, как видно, были небезосновательны: Пётр, самый решительный из апостолов, действительно попытался оказать сопротивление (ст. 10), но Иисус остановил его (ст. 11). Очевидно, такая реакция Иисуса совершенно обескуражила апостолов. Не зная, что делать дальше, они, судя по свидетельству других евангелистов, просто разбежались, и впоследствии упоминания о них появляются снова лишь в рассказах о распятии Спасителя. Иоанн прямо не говорит о бегстве апостолов, но из описания дальнейших событий становится ясно, что за Иисусом последовали лишь двое: Пётр и ещё один из учеников, имени которого евангелист не упоминает (ст. 15 – 16). Впрочем, они, по-видимому, тоже ни на что уже не надеялись, желая лишь увидеть, чем окончится суд над их Учителем. Что же до мессианских ожиданий и надежд на скорое торжество Царства, то от них, скорее всего, ничего не осталось: ведь только что их Учитель Сам, добровольно отказался от всякого сопротивления! Теперь оставалось лишь ждать, чем окончится судебный процесс. Оставалась личная, человеческая привязанность к Учителю, Который, как казалось апостолам, проиграл, но Личность Которого, как видно, не утратила в глазах учеников Своего обаяния. Казалось, ученикам остаётся лишь память об Учителе. Но память эта в их глазах была священна.

Евангелия много говорят нам о Царстве Божьем, но только Иоанн видит в страданиях Иисуса проявление этого Царства — не случайно в этом Евангелии Пилат спрашивает Иисуса о Его царском достоинстве. Если для Пилата «царь иудейский» — это только титул бывших еврейских царей, последним из которых был Ирод, то Иисус говорит ему о другом Царстве, которое дается Богом, которое «не отсюда», «не от мира сего», и которое не действует там, где люди не знают Бога, не знают, «что есть истина». Выбор человека — это и есть условие осуществления Царства Божьего: Пилату «дано свыше» — убить или отпустить настоящего Царя. Подданство этому Царю, в отличие от других царств, — дело добровольное, ведь даже священники имеют свободу назвать своим единственным царем римского императора. И напротив, Тот, Кто творит волю Пославшего, становится центром осуществления Его Царства, даже если внешне оно выражается только в надписи на кресте.
Библия-центр, "МЫСЛИ ВСЛУХ”

Вечерняя молитва
Господь Иисус, дай мне познать себя и познать Тебя и ни к чему иному не стремиться, как только к Тебе.
Дай мне отвратиться от себя, и полюбить Тебя, и все делать ради Тебя.
Дай мне смирить себя, и вознести Тебя, и ни о чем другом не помышлять, как только о Тебе.
Дай мне умертвить себя и ожить в Тебе, и все, что случится, принять от Тебя.
Дай мне уйти от себя и последовать Тебе, и всегда жаждать идти к Тебе.
Дай мне убежать от себя и поспешить к Тебе, чтобы заслужить мне покровительство Твое.
Дай мне устрашиться себя и убояться Тебя, чтобы быть среди избранных Твоих.
Дай мне не доверять себе, но уповать на Тебя, чтобы стать послушным Тебе.
Дай моему сердцу не стремиться ни к чему, кроме Тебя, и стану как нищий ради Тебя.
Взгляни на меня – и возлюблю Тебя.
Призови меня – и увижу Тебя.
И вечно возрадуюсь о Тебе. Аминь.
Св. Августин



http://terramariana.org

Категория: Литургические чтения | Просмотров: 902 | Добавил: Andrii40 | Пожалуйста проголосуйте за эту новость  Рейтинг: 0.0/0
Copyright Сatholic-info. © 2024
Поиск
...
Опрос
Какой праздник для вас самый главный?
Всего ответов: 530
Мы на You Tube
Радио Мария ОнЛайн
Праздники
НАША КНОПКА


...
Block contentТелебачення Віковічного Слова
eXTReMe Tracker Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Рейтинг Francis.ru
 

Бесплатный хостинг uCoz