Вот уже несколько месяцев серьезнейшая проблема сексуальных домогательств несовершеннолетних в церковных учреждениях и со стороны их руководства, особенно священников, тревожит Церковь и ирландское общество. Недавно Святейший Отец проявил свое участие, в частности, посредством двух встреч -- с руководством епископата и со всеми правящими епископами, -- а также подготовки послания на эту тему, обращенного к Церкви в Ирландии.
Между тем, в последние недели полемика вокруг растления малолетних, в которое вовлечена Церковь, расширилась и на некоторые страны центральной Европы (Германию, Австрию, Голландию). Отец Ломбарди излагает в связи с этим некоторые суждения.
Основные церковные структуры, вовлеченные в скандал (в первую очередь немецкая провинция иезуитов, в случае «Канизиус Колледж» в Берлине, затем Немецкая епископская конференция, Австрийская епископская конференция, Голландская епископская конференция) отреагировали быстро и решительно, показав волю к полной гласности и в определенном смысле ускорив выявление фактов, приглашая жертв к свидетельству, в том числе и о случаях большой давности. Тем самым они осуществили правильный подход к проблеме, поскольку самой верной отправной точкой должно стать признание того, что случилось, забота о жертвах и о последствиях актов, совершенных против них. Кроме того, ими были приняты к сведению уже существующие Указания, а также предусмотрены новые оперативные действия с тем, чтобы выработать стратегию предупреждения подобных фактов, делая все возможное для того, чтобы эти тяжелейшие преступления никогда больше не повторялись.
Все произошедшее мобилизует Церковь на поиск надлежащих ответов, которые следует поместить в более широкий контекст, касающийся защиты детей и подростков от сексуальных домогательств в обществе. Безусловно, преступления, совершенные в церковных учреждениях и церковными людьми, особенно отвратительны, если учесть воспитательную и нравственную ответственность Церкви. Но все информированные и мыслящие объективно люди знают, что эта проблема намного шире, и направлять все обвинения только на Церковь означает фальсифицировать ее масштабы. Если говорить о конкретных примерах, то недавно компетентные органы Австрии сообщили, что за один и тот же период времени в учреждениях, имеющих отношение к Церкви, произошло 17 случаев растления несовершеннолетних, в то время как в других кругах – 510. Неплохо было бы проявить беспокойство и по поводу этих случаев.
Совершенно правильный подход осуществляет Германия, посредством инициатив Министерства семьи: речь идет о созыве круглого стола для представителей разных воспитательных и социальных учреждений, чтобы обсудить проблему в ее многосложной и верной перспективе. Церковь, разумеется, готова принять участие и предпринять надлежащие действия. Быть может, ее болезненный опыт сможет принести пользу другим. Канцлер госпожа Меркель справедливо оценила серьезность и конструктивность обязательства Церкви в Германии.
Будет полезно также напомнить, что Церковь живет в контексте гражданского общества, в лоне которого она несет свою ответственность, но обладает специфическим «каноническим» устройством, отвечающим ее духовной и сакраментальной природе. Поэтому судебные процессы в ней имеют иную природу (например, они не предусматривают штрафов или лишения свободы, но предусматривают снятие сана, лишение прав в церковной сфере и так далее). В канонической области сексуальное преступление против несовершеннолетних всегда рассматривалось как одно из тяжелейших преступлений, и каноническое право постоянно подтверждало этот подход, в частности, в послании «De delictis gravioribus» от 2001 года. Иногда именно его называют причиной «культуры молчания». Но те, кому он знаком и понятен, знают, что речь идет о решающем шаге по привлечению внимания епископата к этой тяжелейшей проблеме, а также о конкретном импульсе к разработке оперативных действий по ее решению.
Наконец, нельзя отрицать тяжести страданий, испытываемых в настоящий момент Церковью, и точно так же, нельзя отказываться от всех возможных шагов, направленных на достижение позитивных результатов: на лучшую защиту детства и юношества как внутри Церкви, так и внутри общества, и на очищение самой Церкви.
|