В Псалме мы повторяли: "Воспойте Господу новую песнь; ибо Он сотворил чудеса” (Пс 98,1).
Сегодня перед нами – одно из чудес Господних: Мария! Смиренное творение, слабое как мы, избранное быть Богородицей, Матерь Своего Творца.
Взирая на Марию, в свете услышанных нами чтений, мне бы хотелось поразмышлять вместе с вами о трех реальностях: первая – Бог нас изумляет; вторая – Бог требует от нас верности; третья – Бог есть наша сила.
1. Первая: Бог нас изумляет. История Немана, военачальника царя Арама уникальна: для того, чтобы исцелиться от проказы, он обращается к пророку Божию, Елисею, который не совершает магических действий и не требует от него чего-то необыкновенного, но всего лишь довериться Богу и окунуться в речную воду; но не в воду великих рек Дамаска, а в небольшую реку Иордан. Это смущает и даже изумляет Неемана: неужели Бог может просить о таком простом? Он хочет уйти, но потом делает шаг, погружается в Иордан и сразу исцеляется. Вот, Бог удивляет нас; именно в бедности, в слабости, в смирении Он проявляет Себя, и дарит Свою любовь, которая спасает и исцеляет нас, дает нам силу. И просит только о том, чтобы мы следовали Его слову и доверяли Ему.
Именно таким был опыт Девы Марии: услышав весть Ангела, Она не скрывает Своего изумления. Ей удивительно, что Бог, чтобы стать человеком, избрал именно Её, простую девушку из Назарета, которая живет не в дворцах власти и богатства, которая не совершила ничего необыкновенного, но которая открыта Богу, умеет доверять Ему, даже если не понимает всего: "Се, раба Господня: да будет мне по слову твоему” (Лк 1,38). Это Её ответ. Бог всегда нас изумляет, ломает наши схемы, ввергает в кризис наши замыслы, и говорит нам: доверься мне, не бойся, дай себе удивляться, выйди из своего тесного мирка и следуй за Мной!
Давайте сегодня все спросим себя, боимся ли мы того, что Бог может попросить у нас, или уже просит. Даю я себе удивляться Богом, как это сделала Мария, или я держусь за свои гарантии: гарантии материальные, гарантии интеллектуальные, гарантии идеологические, гарантии на мои планы? Даю ли я Богу действительно войти в мою жизнь? Как я Ему отвечаю?
2. В отрывке из св. Павла, который мы слышали, апостол обращается к ученику Тимофею, говоря: Помни Иисуса Христа, если с Ним терпим, то с Ним и царствовать будем. Вот второй пункт: всегда помнить о Христе, – память об Иисусе Христе, – и это есть быть настойчивыми в вере; Бог удивляет нас Своей любовью, но требует верности в следовании Ему. Мы можем стать неверными, но Он – нет, Он – «Верный», и требует от нас такой же верности. Вспомним, сколько раз мы бывали воодушевлены чем-то, каким-то начинанием, какой-то задачей, но потом, столкнувшись с первой же проблемой, мы отказывались продолжать, признавая свое поражение. И это, к сожалению, происходит и при принятии важных решений, таких, как брак. Трудно быть постоянными, верными принятым решениям, взятым на себя обязательствам. Часто бывает так, что легко сказать первое "да”, но потом не удается повторять это "sì” каждый день. Не удается быть верными.
Мария сказала Свое "да” Богу, "да”, которое перевернуло ее скромное существование в Назарете, но оно не было единственным, а чего лишь первым из множества "да”, произнесенных Ею в Своем сердце, в радостные минуты, как впрочем, и в скорбные: множество "да”, достигших вершины в Её стоянии под Крестом. Сегодня здесь много мам; подумайте, до какой степени дошла верность Марии Богу: видеть Своего единственного Сына на Кресте.
И я спрашиваю себя: какой я христианин, – "временами”, или остаюсь им всегда? Культура временного, относительного входит также в жизнь веры. Бог просит нас быть верными Ему, каждый день, в повседневных делах; и добавляет, что, даже если мы порой неверны Ему, Он всегда верен, и Своим милосердием не устает протягивать нам руку, чтобы поднять нас, чтобы призвать нас возобновить путь, вернуться к Нему и сказать о нашей слабости, чтобы Он подарил нам Свою силу. И это есть окончательный путь, всегда с Господом, даже в наших слабостях, даже в наших грехах. Никогда не идите на путь временного. Он смертельно опасен. Вера дает нам путь окончательной верности, как путь Марии.
3. Последний пункт: Бог есть наша сила. Я вспоминаю о десяти прокаженных из Евангелия, исцеленных Иисусом: они идут Ему навстречу, останавливаются в отдалении и кричат: "Иисус, Наставник! помилуй нас!” (Лк 17,13). Они больны, нуждаются в том, чтобы их любили, нуждаются в силе и ищут кого-то, кто исцелит их. И Иисус отвечает, освободив всех от их болезни. Однако впечатляет то, что лишь один из них возвращается, чтобы громко восславить Бога и возблагодарить Его. Сам Иисус отмечает это: десять кричали об исцелении, и всего один вернулся, чтобы громким голосом сказать Богу «спасибо» и признать, что Он есть наша сила. Важно уметь благодарить, уметь славить Господа за то, что Он делает для нас.
Посмотрим на Марию: После Благовещения первое, что Она делает – это жест милосердия по отношению к пожилой родственнице Елисавете; и первые слова, которые Она произносит, это "Величит душа Моя Господа”, то есть, песнь хвалы и благодарения Богу не только за то, что Он совершил в Ней, но за Его деяние во всей истории спасения. Все есть Его дар. Если бы мы могли понять, что все есть дар Божий, сколько счастья было бы в нашем сердце! Все есть Его дар. Он есть наша сила! Сказать спасибо так легко, и вместе с тем так трудно! Сколько раз мы говорим «спасибо» в семье? Это одно из ключевых слов сосуществования. "Разреши”, "прости”, "спасибо”: если в семье звучат эти три слова, она остается семьей. "Разреши”, "прости меня”, "спасибо”. Сколько раз мы говорим «спасибо» в семье? Сколько раз мы говорим «спасибо» тем, кто помогает нам, тем, кто к нам близок, кто идет с нами по жизни рядом? Мы часто принимаем все как должное! И это происходит также в наших отношениях с Богом. Легко идти к Господу, чтобы просить у Него что-то, но когда нужно пойти, чтобы поблагодарить Его: "Ой, я сейчас не могу”.
Продолжая Евхаристию, призовем заступничества Марии, чтобы Она помогла нам принимать без сопротивления Божьи сюрпризы, быть Ему верными каждый день, восхвалять и благодарить Его, ибо Он есть наша сила. Аминь.