Папа Бенедикт XVI: Мысль о смерти питает веру в воскресение
Литургическое значение пепла было в центре проповеди Папы Бенедикта XVI,
который вчера вечером в базилике святой Сабины возглавил Святую Мессу с
обрядом благословения и возложения пепла. Литургическое
священнодействие началось покаянной процессией из церкви святого
Ансельма на Авентине. Пепельная Среда открывает сорокадневный Великий
Пост, дорогу к Пасхе.
Голову Папы посыпал пеплом кардинал Йозеф
Томко, титулярный настоятель церкви Св. Сабины. Затем Святейший Отец
возложил пепел на головы кардиналов, некоторых монашествующих и мирян.
«Помни,
человек, что Ты прах и в прах возвратишься». Эти слова из Книги Бытия
были произнесены после первородного греха, когда Бог наказал мужчину и
женщину и предал проклятию землю. Возвращаясь к литургическому значению
пепла, Папа Бенедикт XVI сослался на этот фрагмент Священного Писания и
на другой, повествующий о создании человека из «праха земного»:
«Таким образом, знак пепла переносит нас к подножию великой фрески создания».
Прах
земли, из которого был сотворен человек и который перед грехопадением
был способен на рождение всякого рода деревьев, из-за греха подвергается
«отрицательному преобразованию»: он предоставит свои плоды только
взамен боли и пота. Земля, таким образом, разделяет участь человека и
уже не несёт в себе только созидательный жест Бога-Творца, во всём
открытый жизни, но становится знаком неотвратимого тяготения к смерти.
Но
«у проклятия земли есть также способность к исцелению» в том смысле,
что Божьи намерения всегда благотворны, «они глубже самого проклятия»,
которое «обязано не Богу, но греху». Но всё же Бог «не может не наложить
его, потому что Он уважает свободу человека и все её последствия,
включая отрицательные». Таким образом, даже в наказании присутствует
доброе намерение, исходящее от Бога:
«Когда Господь говорит
человеку: ‘Ты прах и в прах возвратишься!’, -- то вместе со справедливым
наказанием Он стремится огласить путь ко спасению, которое свершится
через землю, через тот ‘прах’, ‘тело’, которое будет принято Словом».
Именно
в такой перспективе спасения этот фрагмент из Книги Бытия воспоминался в
литургии Пепельной Среды: «как призыв к покаянию, смирению, к признанию
собственной смертности. Но не для того, чтобы замкнуться в отчаянии, но
чтобы принять, именно в состоянии нашей смертности, немыслимую близость
Бога, который, оставляя смерть позади, открывает переход к воскресению,
в обретённое в итоге Небесное Царство».
Таким образом, Папа
останавливается на возможности Божественного прощения для нас, которое, в
сущности, зависит от факта, что сам Бог, в личности Своего Сына,
возжелал разделить человеческое состояние, исключая разрушение от греха.
И поэтому Господня любовь становится видимой:
«Бог, изгнавший
прародителей из Эдема, послал собственного Сына на нашу землю,
опустошенную грехом, и не сберёг Его, чтобы мы, блудные сыны, раскаянные
и спасённые по Его милосердию, смогли вернуться в наше истинное
отечество».