Господь был мне опорою. Он вывел меня на пространное место и избавил меня; ибо Он благоволит ко мне.
Утренняя молитва
Душа моя! Стремись же непрестанно всем сердцем к вечной славе, по
заповеди Господней. Ничего не считай, душа, честнее и любезнее
божественной любви, ибо она, обыкновенно, своего божественного рачителя
соделывает обителью всего Божества,
и являет страшным, непобедимым и вполне крепким борцом для своих
противников. Пламенною любовью прилепись к Иисусу, как бы кто привязался
к своему возлюбленному отцу; бойся же Его, как Господа, и спеши
исполнять все Его повеления, как раб благоразумный.
Преп. Максим Грек
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Сир 17, 20-27
Чтение книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Кающимся Господь давал обращение, и ободрял ослабевавших в терпении.
Обратись к Господу, и оставь грехи; молись пред Ним, и уменьшит твои
преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и
сильно возненавидь мерзость. Кто будет восхвалять Всевышнего в аде,
вместо живущих и прославляющих Его? От мёртвого, как от несуществующего,
нет прославления; живой и здоровый восхвалит Господа. Как велико
милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему!
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 32
Припев: Веселитесь в Боге, праведные духом.
Блажен, кому отпущены беззакония, *
и чьи грехи покрыты!
Блажен человек, которому Господь не вменит греха, *
и в чьём духе нет лукавства!
Но я открыл Тебе грех мой *
и не скрыл беззакония моего;
я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; *
и Ты снял с меня вину греха моего.
За то помолится Тебе каждый праведник *
во время благопотребное,
и тогда разлитие многих вод *
не достигнет его.
Ты покров мой; *
Ты охраняешь меня от скорби,
окружаешь меня *
радостями избавления.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 10, 17-27
Аллилуйя.
Иисус Христос, будучи богат, обнищал ради вас, * дабы вы обогатились Его нищетою.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Марка.
В то время: Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним
на колени, и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы
наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня
благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: «не
прелюбодействуй»; «не убивай»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «не
обижай»; «почитай отца твоего и мать». Он же сказал Ему в ответ:
Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него,
полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь,
продай и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи,
последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошёл с
печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг,
Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в
Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит
им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие
Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому
войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между
собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам
это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу.
Слово Господне.
Размышление
Мк 10:17-27
Рассказ о богатом человеке, спросившем Господа Иисуса Христа о том,
как наследовать жизнь вечную — один из самых известных текстов Нового
завета. На протяжении столетий он вдохновлял бесчисленных подвижников
следовать пути, предложенному Христом и, одновременно, вызывал острый
протест у многих и многих. В конце восьмидесятых, этот отрывок был одним
из самых трудных; едва ли не половина вопросов у читавших Евангелие
людей вызывал именно он. Дело, конечно, в словах Христа «раздай все, что
имеешь, и приходи, последуй за Мной». Это, конечно, трудные слова, и
исполнить их очень не просто, особенно, если понимать их буквально. Во
времена тотальной нищеты и собственности «понарошку» призыв Христа не
мог не вызывать страх.
Но, надо признать, что практически каждый, кто приходит ко Христу,
сталкивается с необходимостью сделать некоторый трудный для него шаг.
Всегда есть нечто важное для тебя, от чего приходится отказываться ради
Христа. Духовное усилие, которое для этого требуется, необходимо —
Христос говорит, что именно этим усилием «берется» Царство Небесное.
Если смотреть непредвзято, это очень понятная вещь. Если человек живет,
не зная Христа и не следуя Ему, он почти всегда находит для себя идола,
который занимает в жизни центральное место. На этого идола переносится
многое из тех духовный отношений, которые по замыслу о человеке должны
были бы принадлежать Богу. Ему, этому идолу, человек служит, им
взвешивает и определяет свои поступки, на него надеется в трудную
минуту, от него ждет радости. Таким идолом могут быть разные вещи,
иногда — довольно возвышенные, но очень часто им становится именно
богатство. Поэтому так часто в Евангелии противопоставляется служение
Богу и маммоне.
И Христос говорит: «оставь все!» Богатого он призывает отказаться от
богатства, причем отказаться решительно и полностью. Ученики, как и
всякий читающий Евангелие, попытались приложить слова Христа к себе, и
ужаснулись. Они увидели, как трудно то, к чему призывает Христос. Так мы
все ужасаемся в таких случаях, но на самом деле ужас вызывает не призыв
Христа, а наша неспособность ему последовать. В такие минуты мы
сталкиваемся с бездной в самих себе, а она и впрямь ужасна. Господь
уточняет свою мысль, говоря, что дело не в богатстве самом по себе (в
другом месте Он скажет, что жизнь человека не зависит от размера его
имения), а в уповании на богатство. Невозможно войти в Царство Небесное
тому, что ждет помощи и радостей не от Бога, а от того, чем сам владеет.
Эти слова Христа обращают наше внимание не на раздачу имущества, а на
внутренний, духовный отказ от обладания им.
И все же ученики не удовлетворяются этим пояснением Господа Иисуса и
продолжают сильно изумляться. Да, они поняли, что призыв раздать все
буквально обращен к тому, для кого богатство стало идолом — но
отказаться от своих идолов не менее тяжко и для всех остальных. И
Господь отвечает им великими словами, в которых вся суть христианской
аскетики. Да, мы призваны к невозможному. Мы призваны оставить все и
любить врагов, нести крест и быть ненавидимыми всеми за имя Христа — и
все это непосильная задача. Человекам это невозможно, говорит Господь —
но все возможно Богу. Вот грандиозное откровение Нового завета: призвав
человека к совершенству, Бог не оставляет его наедине с его немощью, на
Сам ведет Своих учеников. И поэтому христианство — не красивое, но
абстрактное этическое учение, а путь Жизни.
Библия-центр, "МЫСЛИ ВСЛУХ”