Четверг, 09.05.2024, 12:56 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
Новости Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость

Основное меню
Категории новостей
Святой Престол. Мир
Украина СНГ
Литургические чтения Толкование литургических чтений
Воскресная школа для детей Евангелизация
Новости сайта Публикации
Архив новостей
Мини - чат
Помогите ребёнку
Facebook



добавить на Яндекс
 
Главная » 2011 » Декабрь » 21 » Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI на Всемирный День Мира 1 января 2012 года
10:46
Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI на Всемирный День Мира 1 января 2012 года
DOMUS EDITORIA VATICANA
ГРАД ВАТИКАН


УЧИТЬ МОЛОДЕЖЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ И МИРУ


1. Начало нового года, Божий дар человечеству,
побуждает меня обратиться ко всем с боль-
шим доверием и любовью с особыми и искренними
пожеланиями о том, чтобы он был реально отмечен де-
лами справедливости и мира..
С каким настроением нам смотреть на наступающий
год? Прекрасный образ, который мы находим в Псалме
130, служит ответом на этот вопрос. Псалмопевец го-
ворит, что верующий ожидает Господа «более, нежели
стражи – утра» (ст. 6), он ожидает Его в твердой надеж-
де, ибо знает, что Он принесет свет, милосердие, спа-
сение. Это ожидание рождается из опыта избранного
народа, который признаёт, что был научен Богом смот-
реть на мир в Его истине и не падать духом в испыта-
ниях. Я призываю вас смотреть на 2012 год с таким
же доверием. Это правда, что уходящий год оставляет
после себя растущее чувство разочарования из-за кри-
зиса, охватившего общество, сферу труда и экономики;
корни этого кризиса являются прежде всего культур-
ными и антропологическими. Кажется, как будто тьма
опустилась на наше время, не давая увидеть свет дня.
Но в этой тьме человеческое сердце не перестает
ждать утра, о котором говорит псалмопевец. Это ожи-
дание особенно сильно и заметно в молодых, и имен-
но поэтому мои мысли обращаются к ним, размышляя
о вкладе, который они могут и должны внести в об-
щество. Таким образом, мне бы хотелось представить
Послание на XLV Всемирный День Мира в воспита-
тельной перспективе: «Учить молодежь справедли-
вости и миру», – поскольку я убежден, что они, своим
воодушевлением и стремлением к идеалу, могут дать
новую надежду миру.
Мое Послание адресовано также родителям, семь-
ям, всем занимающимся воспитанием и образованием,
а также ответственным в различных сферах религиоз-
ной, социальной, политической, экономической, куль-
турной жизни и СМИ. Быть внимательными к миру
молодежи, уметь слушать его и ценить по достоинс-
тву – это не только возможность, но и первостепенный
долг всего общества, ради созидания справедливого и
мирного будущего.
Необходимо прививать молодым благодарное отно-
шение к позитивной ценности жизни, вызывая в них
желание посвятить ее служению Благу. Это задача, в
решении которой каждый из нас несет личную ответ-
ственность.
Тревога и озабоченность, проявляемые многими
молодыми в последние времена в различных регионах
мира, выражают их желание иметь возможность смот-
реть с обоснованной надеждой в будущее. В настоящее
время им приходится решать немало проблем: жела-
ние получить такое образование, которое подготовило
бы их наилучшим образом к жизни, трудности с со-
зданием семьи и найти стабильную работу, получить
реальную возможность внести вклад в мир политики,
культуры и экономики для созидания более гуманного
и солидарного общества.
Важно, чтобы эти побуждения и свойственное им
стремление к идеалу находили должное внимание во всех
членах общества. Церковь смотрит на молодых с надеж-
дой, верит в них и побуждает их искать истину, защищать
общее благо, иметь перспективы, открытые к миру и гла-
за, способные видеть «новое» (Ис 42,9; 48,6)!

Лица, ответственные за воспитание

2. Воспитание – это наиболее увлекательное и труд-
ное дело в жизни. Воспитывать – от латинского educere
– значит вывести человека из его собственного мира,
чтобы ввести в реальность, в совокупность, которая
дает расти ему как личность. Этот процесс развивается
из встречи двух свобод: воспитателя и воспитуемого.
Он требует ответственности ученика, который должен
быть согласен, чтобы его вели к познанию реальности,
и ответственности учителя, который должен быть го-
тов посвятить себя ученику. Для этого требуется быть
подлинным свидетелем, а не просто распространите-
лем неких правил и информации; свидетелем, который
видит дальше других, потому что его жизнь вмещает
более широкие пространства. Свидетель – это тот, кто
сам живет тем, что предлагает другим.
Где же можно по-настоящему учить миру и спра-
ведливости? Прежде всего в семье, поскольку родите-
ли являются первыми воспитателями. Семья является
первоначальной ячейкой общества. «Именно в семье
дети постигают человеческие и христианские ценнос-
ти, которые дают возможность вести конструктивное и
мирное сосуществование. Именно в семье они учатся
солидарности между поколениями, соблюдать прави-
ла, прощать других и принимать их».1 Семья – это пер-
вая школа, в которой учатся справедливости и миру.
Мы живем в мире, в котором семья и даже сама
жизнь находятся постоянно под угрозой и нередко в
общественном сознании отделяются одна от другой.
Условия труда часто не совместимы с семейными обя-
занностями; тревога о будущем, лихорадочный темп
жизни, миграция в поисках адекватных средств к су-
ществованию, если не просто выживанию – все это
в итоге лишает детей одного из самых ценных благ:
присутствия родителей; присутствия, которое дает
возможность передать приобретенные годами опыт и
убеждения, которыми можно поделиться только живя
вместе. Хочу сказать родителям, чтобы они не падали
духом! Пусть примером своей жизни они призывают
детей полагаться прежде всего на Бога, единственного
источника истинной справедливости и мира.
Мне бы хотелось обратиться также к руководителям
учреждений, имеющих воспитательные задачи: пусть
они заботятся с большим чувством ответственности о
том, чтобы достоинство каждого человека уважалось
и ценилось в любых обстоятельствах. Пусть они будут
внимательны к тому, чтобы каждый молодой человек
мог понять свое призвание, помогая ему развить и до-
вести до совершенства дары, которыми наделил его
Господь. Пусть они создадут семьям условия, чтобы их
дети могли получить образование, не противоречащее
с их совестью и религиозными принципами.
Пусть каждое образовательное учреждение будет
местом открытости к трансцендентному и к другим;
местом диалога, сплоченности и взаимного внимания,
в котором молодые люди чувствовали бы себя оценен-
ными в своих возможностях и духовных богатствах,
и учились ценить братьев. Пусть в нем учат вкушать
радость от жизни, наполненной делами милосердия и
сострадания к ближнему и от активного участия в со-
зидании более гуманного и братского общества.
Я обращаюсь также к политическим деятелям, –
прошу их оказывать конкретную помощь семьям и
образовательным учреждениям в осуществлении их
права и обязанности воспитывать. Прошу всегда обес-
печивать соответствующую поддержку материнству и
отцовству. Пусть они позаботятся о том, чтобы никому
не был закрыт доступ к образованию и чтобы семьи
могли свободно выбирать образовательные учрежде-
ния, которые они считают наиболее пригодными для
блага их детей. Пусть способствуют воссоединению
семей, разъединенных из-за необходимости найти
средства к существованию. Пусть дают молодежи про-
зрачный образ политики как истинного служения для
блага всех.
Кроме того, я не могу не воззвать к миру масс-ме-
диа, дабы он внес свой воспитательный вклад. В сегод-
няшнем обществе средства массовой коммуникации
играют особую роль: они не только информируют, но
и формируют дух своих адресатов, и, следовательно,
могут внести значительный вклад в воспитание моло-
дежи. Важно помнить о том, что между воспитанием и
коммуникацией существует очень тесная связь: воспи-
тание происходит через коммуникацию, которая влия-
ет, положительно или отрицательно, на формирование
личности.
Молодые также должны иметь мужество сами пер-
выми жить тем, что они требуют от окружающих их
людей. На них лежит большая ответственность: поже-
лаем им сил в правильном и сознательном использова-
нии свободы. Они также ответственны за свое образо-
вание и воспитание в справедливости и мире!

Воспитывать в истине и свободе

3. Св. Августин спрашивал: «Quid enim fortius
desiderat anima quam veritatem? – Чего жаждет чело-
век сильнее истины?» Человеческое лицо общества
во многом зависит от вклада воспитания в поддержа-
ние живым этого волнующего вопроса. Воспитание,
в сущности, заключается в формировании целостной
личности, включая нравственное и духовное измере-
ние человека, в перспективе его высшей цели и блага
общества, членом которого он является. Поэтому, что-
бы воспитывать в истине, необходимо прежде всего
знать, что такое человек, знать его природу. Созерцая
окружающую его природу, псалмопевец размышляет:
«Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов,
на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть че-
ловек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что
Ты посещаешь его?» (Пс 8,4-5). Вот главный вопрос:
что есть человек? Человек есть существо, которое но-
сит в своем сердце жажду бесконечного, жажду исти-
ны, – не пристрастной, но способной объяснить смысл
жизни, – поскольку он был сотворен по образу и подо-
бию Бога. Таким образом, признавать жизнь как бес-
ценный дар значит осознавать глубокое и нерушимое
достоинство каждого человека. Поэтому первая задача
воспитания состоит в том, чтобы научить видеть в че-
ловеке образ Творца и, как следствие, питать глубокое
уважение к каждому человеку и помогать другим вести
жизнь, соответствующую этому высочайшему досто-
инству. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что
«подлинное развитие человека в равной степени каса-
ется всей личности во всех ее измерениях»,3 включая
трансцендентное, и о том, что нельзя жертвовать че-
ловеком ради достижения какого бы то ни было блага,
экономического или социального, индивидуального
или коллективного.
Только в общении с Богом человек понимает зна-
чение собственной свободы. И задача воспитания –
учить подлинной свободе. Она заключается не в от-
сутствии обязательств или во власти произвола, и не в
абсолютном господстве эго. Человек, считающий себя
абсолютным, не зависящим ни от кого и ни от чего,
могущим делать все, что пожелает, в итоге вступает в
противоречие с истиной своего бытия и теряет свою
свободу. Напротив, человек – существо зависимое,
живущее в отношениях с другими, и прежде всего – с
Богом. Подлинной свободы невозможно достичь, отда-
ляясь от Него.
Свобода есть понятие очень ценное, но деликатное.
Оно может быть неправильно понято и использовано
во зло. «Сегодня особо коварным препятствием в деле
воспитания является подавляющее присутствие в на-
шем обществе и культуре того релятивизма, который,
не признавая ничего в качестве окончательного, делает
высшим мерилом ценностей "я” человека и его жела-
ния и под видом свободы становится для каждого тюрь-
мой, потому что разделяет людей между собой, замы-
кая каждого внутри собственного "я”. Следовательно,
внутри подобной релятивистской концепции истинное
воспитание невозможно, поскольку без света истины
каждый человек, рано или поздно, начинает сомневать-
ся в правильности своей жизни и отношений, которые
ее составляют, в значимости своего вклада в созидание
чего-либо общего совместно с другими».
Поэтому, чтобы осуществить свою свободу, чело-
веку необходимо преодолеть релятивистский взгляд на
мир и постичь истину о себе самом и истину о добре и
зле. В глубине своей совести человек открывает закон,
который не сам он себе дал, но коему он должен пови-
новаться, и глас которого призывает его любить и тво-
рить добро, а зла избегать, принимать ответственность
за сделанное добро и за допущенное зло. Поэтому
осуществление свободы тесно связано с естественным
нравственным законом, который имеет универсальный
характер, выражает достоинство каждого человека, ус-
танавливает базу его основных прав и обязанностей
и, следовательно, в конечном счете – справедливого и
мирного сосуществования людей.
Правильное использование свободы, поэтому, явля-
ется главным в утверждении справедливости и мира,
которые требуют уважения к самому себе и к другим,
даже если их образ бытия и жизни далек от нашего. Из
такого подхода возникают элементы, без которых мир и
справедливость остаются пустым звуком: взаимное до-
верие, способность вести конструктивный диалог, воз-
можность прощения, которое мы столько раз хотели бы
получить, но даем другим с трудом, взаимная любовь,
сострадание к слабым, а также готовность к жертве.

Учить справедливости

4. В нашем мире, в котором ценность человека, его
достоинства и прав, несмотря на всяческие деклара-
ции о намерениях, находится под серьезной угрозой
распространенной тенденции оперировать исключи-
тельно критериями полезности, прибыли и облада-
ния, важно не отделять понятие справедливости от ее
трансцендентных корней. Ведь справедливость – это
не просто человеческое изобретение, поскольку то, что
является справедливым, изначально определялось не
позитивным законом, но глубокой идентичностью че-
ловека. Именно целостное видение человека позволяет
не впасть в концепцию справедливости как составной
части теории общественного договора, и открыть для
нее горизонт солидарности и любви.6
Нельзя игнорировать тот факт, что определенные
течения современной культуры, при поддержке раци-
оналистских и индивидуалистских принципов эконо-
мики, отдалили понятие справедливости от ее транс-
цендентных корней, отделив ее от милосердия и соли-
дарности: «"Град человеческий” строится не только
на отношениях прав и обязанностей, но еще больше и
прежде всего на отношениях бескорыстия, милосердия
и общности. Любовь милосердная всегда являет лю-
бовь Божию, в том числе и в человеческих отношени-
ях, придавая богословскую и спасительную ценность
каждому усилию, направленному на достижение спра-
ведливости в мире».
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся» (Мф 5,6). Они насытятся, ибо алчут и жаж-
дут прямых отношений с Богом, с самими собой, со
своими братьями и сестрами и со всем творением.

Учить миру

5. «Мир – это не только отсутствие войны, и он не огра-
ничивается обеспечением равновесия враждующих
сторон. Мир не может быть установлен на земле без
сохранения личного достояния людей, без свободного
общения между людьми, без уважения к достоинству
людей и народов, без постоянного воплощения в жизнь
братства».8 Мир есть плод справедливости и результат
милосердия. Мир – это прежде всего дар Божий. Мы,
христиане, верим в то, что Христос есть наш истин-
ный мир: в Нем, в Его Кресте Бог примирил с Собой
мир и разрушил барьеры, отделявшие нас друг от дру-
га (ср. Еф 2,14-18); в Нем – единая семья, примиренная
в любви.
Но мир – это не только дар, который нужно полу-
чить, но и дело, требующее созидания. Чтобы быть по-
истине миротворцами, мы должны учиться сострада-
нию, солидарности, сотрудничеству, братству, быть ак-
тивными внутри общины и бодрствующими в пробуж-
дении совести людей по национальным и международ-
ным вопросам и искать соответствующие способы
перераспределения богатств и содействовать росту, со-
трудничеству в развитии и в разрешении конфликтов.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сына-
ми Божиими», – говорит Иисус в Нагорной Проповеди
(Мф 5,9).
Мир для всех рождается из справедливости каж-
дого, и никто не может уклоняться от этого важного
обязательства содействовать справедливости, согласно
своим компетенциям и ответственности. Я призываю
особенно молодых, у которых всегда живо стремление
к идеалам, терпеливо и упорно искать справедливости
и мира, развивать в себе вкус к доброму и истинному,
даже когда это может заставить вас чем-то пожертво-
вать и пойти против течения.

Возвести очи к Богу

6. Идя тернистыми путями справедливости и мира,
мы тоже, как псалмопевец, можем спросить себя:
«Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь
моя?» (Пс 121,1).
Всем, особенно молодым, хочу настойчиво ска-
зать: «Мир спасают не идеологии, но лишь обращение
к Богу живому, Который есть наш Творец, гарант на-
шей свободы, гарант того, что действительно является
благим и истинным, ... предание себя без остатка Богу,
Который есть мера того, что является правильным, и
одновременно с этим есть вечная Любовь. А что еще
нас может спасти, если не любовь?». Любовь сораду-
ется истине, она есть сила, делающая нас способными
бороться за истину, за справедливость, за мир, ибо все
покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит
(ср. 1 Кор 13,1-13).
Дорогие юноши и девушки, вы являетесь драгоцен-
ным даром для общества. Не поддавайтесь унынию,
сталкиваясь с трудностями, и не расслабляйтесь, при-
нимая ложные решения, которые зачастую представля-
ются вам самым легким путем преодоления проблем.
Не бойтесь брать на себя обязательства, не бойтесь тя-
желой работы и самопожертвования, выбирать пути,
которые требуют верности и постоянства, смирения и
посвящения. Живите с уверенностью вашей юностью
и теми глубокими желаниями счастья, истины, красоты
и настоящей любви, которые вы испытываете! Живите
в полную силу своего возраста, полного воодушевле-
ния.
Осознайте, что вы сами являетесь примером и по-
буждением для взрослых, старайтесь для этого бороть-
ся с несправедливостью и коррупцией, стремитесь к
лучшему будущему, реально участвуя в его созидании.
Помните о своих возможностях и никогда не замыкай-
тесь в себе, но умейте работать ради более светлого
будущего для всех. Вы никогда не одиноки. Церковь
верит в вас, сопровождает вас, ободряет вас и желает
дать вам самое ценное, что имеет: возможность возвес-
ти очи к Богу, встретить Иисуса Христа, Того, Кто есть
справедливость и мир.
Всем вам, мужчины и женщины, которым дорого
дело мира! Мира невозможно достичь раз и навсегда,
– это цель, к которой все мы и каждый должен стре-
миться. Давайте смотреть в будущее с большей надеж-
дой, будем поддерживать друг друга на нашем пути,
трудиться, чтобы придать нашему миру более челове-
ческий и братский облик, и осознаем нашу общую от-
ветственность по отношению к нынешним и будущим
молодым поколениям, особенно в том, чтобы научить
их быть кроткими и миротворцами. С такими мыслями
я адресую вам эти размышления и обращаюсь с при-
зывом: объединим наши силы, духовные, моральные и
материальные, чтобы «учить молодых справедливости
и миру».

Из Ватикана, 8 декабря 2011 г.



Радио
Категория: Святой Престол. | Просмотров: 630 | Добавил: Andrii40 | Пожалуйста проголосуйте за эту новость  Рейтинг: 0.0/0
Copyright Сatholic-info. © 2024
Поиск
...
Опрос
Какой праздник для вас самый главный?
Всего ответов: 530
Мы на You Tube
Радио Мария ОнЛайн
Праздники
НАША КНОПКА


...
Block contentТелебачення Віковічного Слова
eXTReMe Tracker Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Рейтинг Francis.ru
 

Бесплатный хостинг uCoz