Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр 10, 24) Дорогие братья и сестры! Время
Великого Поста предоставляет нам очередную возможность поразмыслить о
самом главном в христианской жизни: о милосердии. Великий Пост – это
благодарное время для обновления в паломничестве веры и лично, и всей
общиной, посредством обращения к Слову Божию и Таинствам. Наше
паломничество будет отмечено молитвой и уединением, молчанием и постом,
предваряющими Пасхальную радость. В этом году я бы хотел сделать
предметом размышлений несколько идей, почерпнутых из краткого фрагмента
Послания к Евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и
добрым делам». Эти слова – часть отрывка, в котором богодухновенный
автор призывает нас уповать на Христа-Первосвященника, приобретшего для
нас прощение грехов и открывшего нам путь к Богу. Вместить Христа,
значит принести плод жизни, отмеченной тремя богословскими
добродетелями. Это значит приступать к Богу «с искренним сердцем, с
полною верою» (Евр 10,22), держась «исповедания упования неуклонно» (Евр
10,23) и «поощряя к любви и добрым делам» (Евр 10,24) наших братьев и
сестер. Автор Послания отмечает, что для того, чтобы вести такую,
сформированную Евангелием жизнь, важно участие в литургической и
общинной молитве, не упуская притом из виду эсхатологическую цель
полноты общения с Богом (Евр 10,25). Я бы хотел поразмышлять о стихе 24,
в котором содержится сжатое, значимое и всегда актуальное наставление
относительно трех аспектов христианской жизни: заботе о других, взаимных
обязательствах и личной святости.
1. «Будем внимательны друг ко другу»: ответственность за наших братьев и сестер.
Итак, первый аспект – приглашение «быть внимательным». Использованный
здесь греческий глагол катаноэйн означает «тщательно исследовать»,
«быть внимательным», «тщательно наблюдать», «изучать что-либо». Мы
встречаем это же слово в Евангелии, когда Иисус предлагает ученикам
«посмотреть» на воронов, которые, не прилагая к тому усилий, оказываются
предметом заботливого и попечительного Божественного Провидения (Лк
12,24); и когда Он же призывает «почувствовать» бревно в своем
собственном глазу (Лк 6,41). В еще одном стихе Послания к Евреям (Евр
3,1) мы находим призыв «уразуметь» Иисуса, Посланника и Первосвященника
исповедания нашего. Таким образом глагол, которым обозначена наша
ответственность, подразумевает призыв «видеть» других в Иисусе,
проявлять заинтересованность друг в друге, не замыкаясь в себе и не
проявляя безразличия к судьбе наших братьев и сестер. Слишком часто,
однако, наш образ действий бывает прямо противоположным: мы
демонстрируем безразличие и незаинтересованность, чреватые эгоизмом,
маскируя всё это под уважение к «личной жизни». Сегодня глас Божий
призывает нас быть внимательными друг ко другу. Сегодня Бог предлагает
нам стать «стражами» наших братьев и сестер (ср. Быт 4,9), вступить с
ними в отношения, зиждущиеся на взаимной предупредительности и внимании к
их благу, к благу ближних, понятому интегрально. Большая заповедь любви
к ближним подразумевает взятие на себя ответственности за тех, кто,
подобно нам самим, является творением и чадом Божиим. Быть братьями и
сестрами по принадлежности к человеческому роду, а во многих случаях – и
по вере, означает видеть в других свое бесконечно возлюбленное Богом
alter ego. Если мы взрастим в себе это умение видеть в других людях
наших братьев и сестер, то чувства солидарности, справедливости,
милосердия и сострадания естественным образом укоренятся в наших
сердцах. Слуга Божий Папа Павел VI однажды заметил, что мир больше всего
страдает от дефицита братства: «Человеческое сообщество тяжело больно. И
причина – не столько в истощении природных ресурсов или в
монополистическом контроле над ними со стороны немногих
привилегированных лиц, сколько в ослаблении братских связей между
отдельными людьми и целыми народами» (Populorum Progressio, 66).
Забота о других побуждает нас желать им всестороннего добра: с
физической, нравственной, духовной точки зрения. В современной же
культуре чувство добра и зла, как кажется, утрачено. И, тем не менее,
ощущается настоятельная потребность вновь подтвердить, что добро реально
существует и непременно победит, потому что Бог «щедр и многомилостив»
(Пс 119,68). Добро – это то, что дарит, защищает и продвигает жизнь,
братство, общение. Нести ответственность за других – это значит жить и
трудиться во благо ближних в надежде, что они станут восприимчивы к
совершенству и его требованиям. Забота о других предполагает знание их
потребностей. Священное Писание предупреждает об опасности, связанной с
ожесточением сердца под влиянием «духовной анестезии», делающей нас
равнодушными при виде чужих страданий. Евангелист Лука поясняет это на
примере двух притчей. В притче о Добром самарянине священник и левит
«идут мимо», не замечая присутствия раздетого донага, избитого
грабителями человека (Лк 10,30-32). А в притче о богаче и Лазаре богач
не замечает нужды Лазаря, умирающего от голода у дверей его дома (Лк
16,19). Эти притчи демонстрируют собой образцы поведения,
противоположные тем иным, продиктованным чувствами любви и сострадания.
Что же препятствует нам взглянуть на наших братьев и сестер с вниманием,
гуманностью и любовью? Часто – обладание материальным богатством и
связанное с этим ощущение самодостаточности. Это может быть и стремление
ставить свои собственные интересы и проблемы выше всего другого. Нельзя
допустить, чтобы мы оказались вдруг неспособными проявить милость к
страждущим. Нельзя допустить, чтобы наши сердца настолько погрузились в
наши личные дела и проблемы, чтобы до них не мог дойти вопль нищих.
Смирение сердца и личный опыт страданий могут способствовать пробуждению
в нас чувства сострадания, сочувствия к другим людям. «Праведник
тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» (Притч
29,7). И тогда мы сможем понять, в чем заключается «блаженство
плачущих» (Мф 5,5), способных увидеть что-то кроме самих себя,
сочувствовать страданиям других. Открытость другим людям, чуткость наших
сердец к потребностям ближних дают нам самим шанс спасения и
блаженства. «Быть внимательными друг к другу» значит также
заботиться о духовном благополучии других людей. И здесь я бы хотел
затронуть тот аспект христианской жизни, о котором, как кажется, теперь
совершенно забыли. Я имею в виду братское увещание ради вечного
спасения. Ныне мы охотно принимаем идею милосердия в плане заботы о
физическом и материальном благополучии ближних, но практически совсем не
вспоминаем о нашей духовной ответственности за братьев и сестер. Не так
обстояло дело в ранней Церкви или в действительно зрелых в вере
общинах, где проявляли заботу не только о физическом здоровье состоящих в
них братьев и сестер, но также и об их духовном здравии и вечном
спасении. Книга Притчей учит нас: «Не обличай кощунника, чтобы он не
возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай
[наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он
приумножит знание» (Притч 9,8-9). Сам Христос призывает нас обличить
согрешающего брата (Мф 18,15). Греческий глагол, которым выражено
братское увещание – эленхэйн – тот же, что используется для обозначения
пророческой миссии христиан, призванных обличать современников, творящих
зло (ср. Еф 5,11). Традиция Церкви упоминает «увещание грешников» в
числе прочих дел милосердия касающихся души. Очень важно вернуть это
измерение милосердия. Мы не должны молчать перед лицом творимого зла.
Здесь я имею в виду тех христиан, которые по соображениям человеческой
деликатности или просто ради личного комфорта приспосабливаются к
господствующей ментальности вместо того, чтобы предостеречь своих
братьев и сестер относительно опасности некоторых форм мышления и
поступков, противоречащих истине и препятствующих продвижению по пути
святости. Со своей стороны, христианское обличение никогда не должно
мотивироваться желанием обвинить или желанием защититься от обвинений.
Оно вдохновляется исключительно любовью и милосердием, возникает из
подлинной заботы о благе других людей. «Братия! если и впадет человек в
какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости,
наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал 6,1). В
проникнутом индивидуализмом мире важно вновь открыть важность братского
увещания, дабы всем вместе продолжить наш путь к святости. Священное
Писание учит нас, что «даже праведник семь раз упадет» (Притч 24,16),
что все мы слабы и несовершенны (ср. 1 Ин 1,8). Огромное одолжение –
помочь другим людям и позволить им помочь нам открыться всей полноте
истины, непосредственно нас касающейся; улучшить свою жизнь, стать на
пути к Господу более праведными. Никогда не исчезнет потребность во
внимательном взгляде, любящем и предостерегающем, знающем и понимающем,
распознающем и прощающем (ср. Лк 22,61), подобно тому, как Бог
действовал и продолжает действовать по отношению к каждому из нас.
2. «Будем внимательны друг ко другу»: дар взаимности.
Это «бодрствование» над другим человеком в корне отлично от того
менталитета, который, редуцируя жизнь исключительно к ее земному
измерению, не в состоянии увидеть ее в эсхатологической перспективе и
готов во имя личной свободы согласиться с любым нравственным выбором.
Общество, подобное нашему, вполне может оказаться слепым и по отношению к
физическим страданиям, и по отношению к духовным и нравственным
требованиям жизни. Однако этому нет места в христианском сообществе!
Апостол Павел призывает нас «искать того, что служит к миру и ко
взаимному назиданию» (Рим 14,19), к тому, чтобы «угождать ближнему, во
благо, к назиданию» (Рим 15,2), «ища не своей пользы, но [пользы]
многих, чтобы они спаслись» (1 Кор 10,33). Это взаимное исправление и
поддержка в духе смирения и любви должны стать неотъемлемой частью жизни
христианского сообщества. Ученики Господа, ставшие с Ним одним
целым благодаря Евхаристии, живут в братском общении, будучи связаны
друг с другом как бывают связаны члены одного и того же тела. Это
означает, что собрат – часть меня самого, что его или ее жизнь, его или
ее спасение прямо касаются моих жизни и спасения. Здесь мы входим в
глубокое измерение общины: наша жизнь связана с жизнью других людей и в
добре, и в зле. И у наших грехов, и у наших актов любви имеется
социальный аспект. Эта взаимность проявлена в Церкви, мистическом Теле
Христа: община в целом творит покаяние и просит прощения за грехи своих
членов, но вместе с тем и радуется случаям героических добродетелей и
милосердия, существующим в ее среде. В той мере, в какой выполняется
пожелание св. Павла, чтобы «все члены одинаково заботились друг о друге»
(1 Кор 12,25), все мы созидаем одно общее Тело. Акты милосердия по
отношению к нашим братьям и сестрам, выраженные, в частности, в раздаче
милостыни (а эта практика, наряду с молитвой и ограничениями в пище,
характерна для Великого Поста), коренятся в этой общей принадлежности.
Христиане могут продемонстрировать, что они и в самом деле являются
членами одного и того же Тела, заботясь о тех, кто нуждается в этом
больше всего. Взаимная забота друг о друге подразумевает и умение видеть
всё хорошее, что Господь делает в жизни других людей, как и благодарить
за чудеса благодати, которой Всемогущий Бог в Его благости непрерывно
касается Своих детей. Когда христиане видят, как Святой Дух действует в
жизни собратьев, они не могут не радоваться и не прославлять Отца
Небесного (ср. Мф 5,16).
3. «Поощряя к любви и добрым делам»: совместное путешествие в святости.
Эти слова из Послания к Евреям (Евр 10,24) побуждают нас задуматься о
всеобщем призвании к святости, о путях нашего духовного странствия,
больших духовных дарах и «еще превосходнейшем» пути милосердной любви
(ср. 1 Кор 12,31 – 13,13). Призыв «быть внимательными друг к другу»
побуждает нас ко всё более и более действенной любви, которая «как
светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня»
(Притч 4,18), превращает каждый наш день в предварение Вечного Дня,
ожидающего нас в Боге. Подаренное нам время этой жизни предназначено для
распознания и для совершения добрых дел из любви к Богу. Таким образом и
вся Церковь непрерывно возрастает «в меру полного возраста Христова»
(Еф 4,13). И наши увещания, которыми мы призываем друг друга приумножать
любовь и творить добрые дела, умещаются в этой динамической перспективе
роста. К сожалению, по-прежнему существует искушение быть «ни
горячим, ни холодным», умерщвлять Дух, изъять из оборота таланты,
которые мы получили для нашей собственной пользы и пользы других людей
(ср. Мф 25,25 слл.). Все мы получили в пользование духовное или
материальное богатство, предназначенное послужить исполнению замыслов
Божиих во благо Церкви и ради нашего личного спасения (ср. Лк 12,21b; 1
Тим 6,18). Духовные наставники твердят нам, что в жизни веры тот, кто не
движется вперед, неизбежно откатывается назад. Дорогие братья и сестры!
Услышим этот призыв, актуальный сегодня, как и всегда! Будем стремиться
воплотить «высокий стандарт живого христианина» (Novo Millennio
Ineunte, 31). Та мудрость, с какой Церковь признает и провозглашает
определенных выдающихся христиан блаженными и святыми, предполагает
также стремление вдохновить всех прочих подражать их добродетелям. Св.
Павел призывает нас «предупреждать друг друга в почтительности» (Рим
12,10). Живя в мире, который так нуждается в обновленном
христианском свидетельстве любви и преданности Господу, мы все ощущаем
насущную потребность предупреждать друг друга в милосердии, служении и
добрых делах (ср. Евр 6,10). Этот призыв звучит особенно актуально в
святое время приготовления к Пасхе. Я присоединяю свои молитвенные
благие пожелания, дабы время Великого Поста прошло для вас счастливо и
плодотворно, поручаю всех вас заступничеству Приснодевы Марии и от всего
сердца преподаю вам свое Апостольское благословение.
Бенедикт XVI Перевод: Сибирская католическая газета
http://www.procatholic.ru
|