Суббота, 23.11.2024, 15:40 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
Новости Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость

Основное меню
Категории новостей
Святой Престол. Мир
Украина СНГ
Литургические чтения Толкование литургических чтений
Воскресная школа для детей Евангелизация
Новости сайта Публикации
Архив новостей
Мини - чат
Помогите ребёнку
Facebook



добавить на Яндекс
 
Главная » 2012 » Февраль » 22 » Послание Святейшего Отца на Великий Пост 2012 года
10:01
Послание Святейшего Отца на Великий Пост 2012 года

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам
(Евр 10, 24)


Дорогие братья и сестры!
Время Великого Поста предоставляет нам очередную возможность поразмыслить о самом главном в христианской жизни: о милосердии. Великий Пост – это благодарное время для обновления в паломничестве веры и лично, и всей общиной, посредством обращения к Слову Божию и Таинствам. Наше паломничество будет отмечено молитвой и уединением, молчанием и постом, предваряющими Пасхальную радость.
В этом году я бы хотел сделать предметом размышлений несколько идей, почерпнутых из краткого фрагмента Послания к Евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам». Эти слова – часть отрывка, в котором богодухновенный автор призывает нас уповать на Христа-Первосвященника, приобретшего для нас прощение грехов и открывшего нам путь к Богу. Вместить Христа, значит принести плод жизни, отмеченной тремя богословскими добродетелями. Это значит приступать к Богу «с искренним сердцем, с полною верою» (Евр 10,22), держась «исповедания упования неуклонно» (Евр 10,23) и «поощряя к любви и добрым делам» (Евр 10,24) наших братьев и сестер. Автор Послания отмечает, что для того, чтобы вести такую, сформированную Евангелием жизнь, важно участие в литургической и общинной молитве, не упуская притом из виду эсхатологическую цель полноты общения с Богом (Евр 10,25). Я бы хотел поразмышлять о стихе 24, в котором содержится сжатое, значимое и всегда актуальное наставление относительно трех аспектов христианской жизни: заботе о других, взаимных обязательствах и личной святости.

 

1. «Будем внимательны друг ко другу»: ответственность за наших братьев и сестер.

Итак, первый аспект – приглашение «быть внимательным». Использованный здесь греческий глагол катаноэйн означает «тщательно исследовать», «быть внимательным», «тщательно наблюдать», «изучать что-либо». Мы встречаем это же слово в Евангелии, когда Иисус предлагает ученикам «посмотреть» на воронов, которые, не прилагая к тому усилий, оказываются предметом заботливого и попечительного Божественного Провидения (Лк 12,24); и когда Он же призывает «почувствовать» бревно в своем собственном глазу (Лк 6,41). В еще одном стихе Послания к Евреям (Евр 3,1) мы находим призыв «уразуметь» Иисуса, Посланника и Первосвященника исповедания нашего. Таким образом глагол, которым обозначена наша ответственность, подразумевает призыв «видеть» других в Иисусе, проявлять заинтересованность друг в друге, не замыкаясь в себе и не проявляя безразличия к судьбе наших братьев и сестер. Слишком часто, однако, наш образ действий бывает прямо противоположным: мы демонстрируем безразличие и незаинтересованность, чреватые эгоизмом, маскируя всё это под уважение к «личной жизни». Сегодня глас Божий призывает нас быть внимательными друг ко другу. Сегодня Бог предлагает нам стать «стражами» наших братьев и сестер (ср. Быт 4,9), вступить с ними в отношения, зиждущиеся на взаимной предупредительности и внимании к их благу, к благу ближних, понятому интегрально. Большая заповедь любви к ближним подразумевает взятие на себя ответственности за тех, кто, подобно нам самим, является творением и чадом Божиим. Быть братьями и сестрами по принадлежности к человеческому роду, а во многих случаях – и по вере, означает видеть в других свое бесконечно возлюбленное Богом alter ego. Если мы взрастим в себе это умение видеть в других людях наших братьев и сестер, то чувства солидарности, справедливости, милосердия и сострадания естественным образом укоренятся в наших сердцах. Слуга Божий Папа Павел VI однажды заметил, что мир больше всего страдает от дефицита братства: «Человеческое сообщество тяжело больно. И причина – не столько в истощении природных ресурсов или в монополистическом контроле над ними со стороны немногих привилегированных лиц, сколько в ослаблении братских связей между отдельными людьми и целыми народами» (Populorum Progressio, 66).
Забота о других побуждает нас желать им всестороннего добра: с физической, нравственной, духовной точки зрения. В современной же культуре чувство добра и зла, как кажется, утрачено. И, тем не менее, ощущается настоятельная потребность вновь подтвердить, что добро реально существует и непременно победит, потому что Бог «щедр и многомилостив» (Пс 119,68). Добро – это то, что дарит, защищает и продвигает жизнь, братство, общение. Нести ответственность за других – это значит жить и трудиться во благо ближних в надежде, что они станут восприимчивы к совершенству и его требованиям. Забота о других предполагает знание их потребностей. Священное Писание предупреждает об опасности, связанной с ожесточением сердца под влиянием «духовной анестезии», делающей нас равнодушными при виде чужих страданий. Евангелист Лука поясняет это на примере двух притчей. В притче о Добром самарянине священник и левит «идут мимо», не замечая присутствия раздетого донага, избитого грабителями человека (Лк 10,30-32). А в притче о богаче и Лазаре богач не замечает нужды Лазаря, умирающего от голода у дверей его дома (Лк 16,19). Эти притчи демонстрируют собой образцы поведения, противоположные тем иным, продиктованным чувствами любви и сострадания. Что же препятствует нам взглянуть на наших братьев и сестер с вниманием, гуманностью и любовью? Часто – обладание материальным богатством и связанное с этим ощущение самодостаточности. Это может быть и стремление ставить свои собственные интересы и проблемы выше всего другого. Нельзя допустить, чтобы мы оказались вдруг неспособными проявить милость к страждущим. Нельзя допустить, чтобы наши сердца настолько погрузились в наши личные дела и проблемы, чтобы до них не мог дойти вопль нищих. Смирение сердца и личный опыт страданий могут способствовать пробуждению в нас чувства сострадания, сочувствия к другим людям. «Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» (Притч 29,7). И тогда мы сможем понять, в чем заключается «блаженство плачущих» (Мф 5,5), способных увидеть что-то кроме самих себя, сочувствовать страданиям других. Открытость другим людям, чуткость наших сердец к потребностям ближних дают нам самим шанс спасения и блаженства.
«Быть внимательными друг к другу» значит также заботиться о духовном благополучии других людей. И здесь я бы хотел затронуть тот аспект христианской жизни, о котором, как кажется, теперь совершенно забыли. Я имею в виду братское увещание ради вечного спасения. Ныне мы охотно принимаем идею милосердия в плане заботы о физическом и материальном благополучии ближних, но практически совсем не вспоминаем о нашей духовной ответственности за братьев и сестер. Не так обстояло дело в ранней Церкви или в действительно зрелых в вере общинах, где проявляли заботу не только о физическом здоровье состоящих в них братьев и сестер, но также и об их духовном здравии и вечном спасении. Книга Притчей учит нас: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притч 9,8-9). Сам Христос призывает нас обличить согрешающего брата (Мф 18,15). Греческий глагол, которым выражено братское увещание – эленхэйн – тот же, что используется для обозначения пророческой миссии христиан, призванных обличать современников, творящих зло (ср. Еф 5,11). Традиция Церкви упоминает «увещание грешников» в числе прочих дел милосердия касающихся души. Очень важно вернуть это измерение милосердия. Мы не должны молчать перед лицом творимого зла. Здесь я имею в виду тех христиан, которые по соображениям человеческой деликатности или просто ради личного комфорта приспосабливаются к господствующей ментальности вместо того, чтобы предостеречь своих братьев и сестер относительно опасности некоторых форм мышления и поступков, противоречащих истине и препятствующих продвижению по пути святости. Со своей стороны, христианское обличение никогда не должно мотивироваться желанием обвинить или желанием защититься от обвинений. Оно вдохновляется исключительно любовью и милосердием, возникает из подлинной заботы о благе других людей. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал 6,1). В проникнутом индивидуализмом мире важно вновь открыть важность братского увещания, дабы всем вместе продолжить наш путь к святости. Священное Писание учит нас, что «даже праведник семь раз упадет» (Притч 24,16), что все мы слабы и несовершенны (ср. 1 Ин 1,8). Огромное одолжение – помочь другим людям и позволить им помочь нам открыться всей полноте истины, непосредственно нас касающейся; улучшить свою жизнь, стать на пути к Господу более праведными. Никогда не исчезнет потребность во внимательном взгляде, любящем и предостерегающем, знающем и понимающем, распознающем и прощающем (ср. Лк 22,61), подобно тому, как Бог действовал и продолжает действовать по отношению к каждому из нас.

2. «Будем внимательны друг ко другу»: дар взаимности.

Это «бодрствование» над другим человеком в корне отлично от того менталитета, который, редуцируя жизнь исключительно к ее земному измерению, не в состоянии увидеть ее в эсхатологической перспективе и готов во имя личной свободы согласиться с любым нравственным выбором. Общество, подобное нашему, вполне может оказаться слепым и по отношению к физическим страданиям, и по отношению к духовным и нравственным требованиям жизни. Однако этому нет места в христианском сообществе! Апостол Павел призывает нас «искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим 14,19), к тому, чтобы «угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим 15,2), «ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись» (1 Кор 10,33). Это взаимное исправление и поддержка в духе смирения и любви должны стать неотъемлемой частью жизни христианского сообщества.
Ученики Господа, ставшие с Ним одним целым благодаря Евхаристии, живут в братском общении, будучи связаны друг с другом как бывают связаны члены одного и того же тела. Это означает, что собрат – часть меня самого, что его или ее жизнь, его или ее спасение прямо касаются моих жизни и спасения. Здесь мы входим в глубокое измерение общины: наша жизнь связана с жизнью других людей и в добре, и в зле. И у наших грехов, и у наших актов любви имеется социальный аспект. Эта взаимность проявлена в Церкви, мистическом Теле Христа: община в целом творит покаяние и просит прощения за грехи своих членов, но вместе с тем и радуется случаям героических добродетелей и милосердия, существующим в ее среде. В той мере, в какой выполняется пожелание св. Павла, чтобы «все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12,25), все мы созидаем одно общее Тело. Акты милосердия по отношению к нашим братьям и сестрам, выраженные, в частности, в раздаче милостыни (а эта практика, наряду с молитвой и ограничениями в пище, характерна для Великого Поста), коренятся в этой общей принадлежности. Христиане могут продемонстрировать, что они и в самом деле являются членами одного и того же Тела, заботясь о тех, кто нуждается в этом больше всего. Взаимная забота друг о друге подразумевает и умение видеть всё хорошее, что Господь делает в жизни других людей, как и благодарить за чудеса благодати, которой Всемогущий Бог в Его благости непрерывно касается Своих детей. Когда христиане видят, как Святой Дух действует в жизни собратьев, они не могут не радоваться и не прославлять Отца Небесного (ср. Мф 5,16).

3. «Поощряя к любви и добрым делам»: совместное путешествие в святости.

Эти слова из Послания к Евреям (Евр 10,24) побуждают нас задуматься о всеобщем призвании к святости, о путях нашего духовного странствия, больших духовных дарах и «еще превосходнейшем» пути милосердной любви (ср. 1 Кор 12,31 – 13,13). Призыв «быть внимательными друг к другу» побуждает нас ко всё более и более действенной любви, которая «как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч 4,18), превращает каждый наш день в предварение Вечного Дня, ожидающего нас в Боге. Подаренное нам время этой жизни предназначено для распознания и для совершения добрых дел из любви к Богу. Таким образом и вся Церковь непрерывно возрастает «в меру полного возраста Христова» (Еф 4,13). И наши увещания, которыми мы призываем друг друга приумножать любовь и творить добрые дела, умещаются в этой динамической перспективе роста.
К сожалению, по-прежнему существует искушение быть «ни горячим, ни холодным», умерщвлять Дух, изъять из оборота таланты, которые мы получили для нашей собственной пользы и пользы других людей (ср. Мф 25,25 слл.). Все мы получили в пользование духовное или материальное богатство, предназначенное послужить исполнению замыслов Божиих во благо Церкви и ради нашего личного спасения (ср. Лк 12,21b; 1 Тим 6,18). Духовные наставники твердят нам, что в жизни веры тот, кто не движется вперед, неизбежно откатывается назад. Дорогие братья и сестры! Услышим этот призыв, актуальный сегодня, как и всегда! Будем стремиться воплотить «высокий стандарт живого христианина» (Novo Millennio Ineunte, 31). Та мудрость, с какой Церковь признает и провозглашает определенных выдающихся христиан блаженными и святыми, предполагает также стремление вдохновить всех прочих подражать их добродетелям. Св. Павел призывает нас «предупреждать друг друга в почтительности» (Рим 12,10).
Живя в мире, который так нуждается в обновленном христианском свидетельстве любви и преданности Господу, мы все ощущаем насущную потребность предупреждать друг друга в милосердии, служении и добрых делах (ср. Евр 6,10). Этот призыв звучит особенно актуально в святое время приготовления к Пасхе. Я присоединяю свои молитвенные благие пожелания, дабы время Великого Поста прошло для вас счастливо и плодотворно, поручаю всех вас заступничеству Приснодевы Марии и от всего сердца преподаю вам свое Апостольское благословение.

Бенедикт XVI
Перевод: Сибирская католическая газета

http://www.procatholic.ru

Категория: Святой Престол. | Просмотров: 1116 | Добавил: Andrii40 | Пожалуйста проголосуйте за эту новость  Рейтинг: 0.0/0
Copyright Сatholic-info. © 2024
Поиск
...
Опрос
Какой праздник для вас самый главный?
Всего ответов: 530
Мы на You Tube
Радио Мария ОнЛайн
Праздники
НАША КНОПКА


...
Block contentТелебачення Віковічного Слова
eXTReMe Tracker Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Рейтинг Francis.ru
 

Бесплатный хостинг uCoz