Формально Рождественское время завершилось в этом году 9 января,
праздником Крещения. Однако в народном благочестии, а отчасти – и в
литургической традиции, рождественские мотивы звучат 40 дней – вплоть до
праздника Сретения Господня. Всё это время в храмах и домах христиан
стоят украшенные ёлки и макеты Вифлеемских яслей, а во время
богослужений допускаются рождественские песнопения. Эпизод в
Иерусалимском храме, описанный в Евангелии от Луки (Лк 2,22-40),
которому посвящен праздник Сретения, завершает собой круг событий,
связанных с рождением Бога на земле, в смиренном облике Младенца Иисуса.
В иудейском мире новорожденного мальчика-первенца, согласно закону
Моисея, необходимо было посвятить Господу, заплатив за него
символический «выкуп», а его мама должна была совершить обряд очищения,
чем заканчивалось её состояние «ритуальной нечистоты», связанной с
родами (ср. Исх 13,2.12-13; Лев 12,2-8). Пресвятая Богородица внутренне
подготовилась к акту посвящения Своего Первенца Его Отцу, как и к
собственному посвящению. Таким образом Она возобновила Свое fiat (да будет!)
и в очередной раз отдала всю Свою жизнь Богу. Она отдала Богу и Иисуса,
спящего у Нее на руках. Никогда еще в Иерусалимском храме не
совершалось такого Жертвоприношения, и оно уже никогда больше не
повторится. Следующее Жертвоприношение совершит уже Сам Иисус – за
городскими воротами, на Голгофе. В храме Мать и Младенца приветствовал
благочестивый старец Симеон, изрекший пророчество о Христе, как «Свете к
просвещению народов», и Марии, которой предстоит много страдать за
Сына: «Тебе Самой оружие пройдет душу».
На протяжении многих веков праздник Сретения считался Богородичным.
Первые упоминания о нем восходят к IV столетию и связаны с Иерусалимом,
откуда он распространился по всей Церкви как на Востоке, так и на
Западе. Паломница из Галлии Сильвия Аквитанская (Этерия), посетившая
Святую Землю в конце IV века по Р. Хр., вспоминает, что 40-ой после
Богоявления день отмечался в Иерусалиме с огромным размахом. Множество
христиан с горящими свечами в руках шли в торжественной процессии, чтобы
приветствовать Младенца Иисуса, как это сделал когда-то старец Симеон.
Процессию возглавлял патриарх Иерусалимский в окружении духовенства.
С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (слав. Сретение)
и «праздник Очищения». На Востоке вплоть до наших дней употреблялось по
преимуществу первое наименование, на Западе – второе. Так этот праздник
именовался в Римском миссале 1570 г., однако в Миссале 1970 г. было
введено новое его наименование: «Праздник Жертвования Господнего».
Окончательной датой праздника стало 2 февраля.
В Риме праздник был принят с VII века. Папа Сергий I (687-701 гг.)
ввел процессию со свечами, которая, как ни странно, имела покаянный
характер (папа и диакон были облачены в черные одежды), что было
связано, по-видимому, с желанием противодействовать языческому
празднику, совершавшемуся в тот же день с зажженными факелами в честь
Феба, Прозерпины и богов подземного мира. Цветом литургических одежд в
этот день вплоть до 1970 г. был фиолетовый, который теперь заменен на
белый.
Ныне обязательным элементом празднования является обряд освящения
свечей и процессия со свечами перед началом Мессы (отсюда – и еще одно
наименование: «праздник светильников» или «свечей»; в традиции
славянских народов известно наименование «праздник Матери Божией
Громничей»; «громница» – это большая восковая свеча, которую освящали на
Сретение и которой приписывалась чудодейственная сила, прежде всего –
способность оберегать от грома и молнии).
Процессия с зажженными свечами напоминает нам о Свете Христовом, о котором говорил Симеон в Храме: свет к просвещению язычников. Этот свет сияет в каждом христиане, верно следующем своему призванию – быть «светильником» для своего ближайшего окружения.
Сегодняшний праздник побуждает нас в очередной раз отдать Господу
свою жизнь, свои мысли и поступки, всё свое естество. Необходимо
посвятить Богу все «мелочи жизни», как и «великие свершения», если
только они имеют место.
В. Дегтярев
Sibcatholic.ru