«Милосердие Бога – это не освобождение от заповедей и от указаний Церкви»
Брак между крещеными мужчиной и женщиной – это Таинство, которое затрагивает личную, социальную и историческую реальность человека: так начинается статья префекта Конгрегации вероучения Герхарда Мюллера, опубликованная в газете «Оссерваторе Романо». Статья – которая практически воспроизводит июньскую публикацию монс. Мюллера в ответ на некоторые местные инициативы немецкой Церкви в отношении разведенных и второбрачных – еще раз объясняет позицию Церкви по этому вопросу, ссылаясь на документы учительства.
Монс. Мюллер напоминает, что вслед за апостолами Отцы Церкви и позднее Тридентский собор отвергали развод и повторный брак, исключая по этой причине возможность принятия Таинств для разведенных, вступивших в новый брак. И не только: специалисты по каноническому праву называли «злоупотреблением» практику восточных христиан, допускавших развод по «пастырскому снисхождению», открывая путь второму и третьему браку. Речь идет об «экуменическом аспекте – поясняет монс. Мюллер, - который не следует недооценивать».
Затем префект Конгрегации вероучения ссылается на документы современного учительства, продолжающего неизменную традицию Церкви в вопросе о нерасторжимости брака: начиная от документов Второго Ватиканского собора и заканчивая итоговым документом Синода по новой евангелизации 2012 года. Во всех этих документах подтверждается, что разведенные католики, вступившие в новый брак, не могут приступать к Причастию, поскольку их ситуация противоречит единству любви между Христом и Церковью, которое означает само Таинство Евхаристии.
В документах церковного учительства, напоминает монс. Мюллер, подчеркивается также необходимость пастырского сопровождения разведенных, вступивших в новый брак: они призваны понять, что их недопущение к Таинствам – не результат дискриминации, а абсолютная верность воле Христовой. Монс. Мюллер добавляет, что необходимо обращать внимание на действительность Таинства Брака, совершение которого в наши дни часто идет вразрез с христианским пониманием этого Таинства. «Если нельзя установить недействительность брака, - пишет иерарх, - отпущение грехов и Причастие возможно в том случае, когда супруги живут вместе как друзья, как брат с сестрой». Таким образом, следует абсолютно исключить благословение новых союзов.
Прелат добавляет, что стабильные и длительные отношения отвечают духовной и нравственной природе человека: нерасторжимый брак защищает супругов от «произвола чувств», помогает переносить трудности и прежде всего защищает детей. «Любовь – это нечто большее, нежели чувство или инстинкт, - пишет Мюллер. – По своей сути это преданность». И тем, кто рассматривает брак исключительно с мирской точки зрения, «Церковь не может ответить прагматическим приспособлением», поскольку брак, совершенный между крещеными, - это «сверхъестественная реальность».
Прелат обращает внимание на ситуации, в которых «брачное сожительство становится практически невозможным», как в случае физического или психологического насилия. В таких болезненных обстоятельствах Церковь всегда допускала для супругов возможность прекратить совместное жительство, однако при этом брачные узы сохраняются перед Богом и супруги не могут вступить в новый брак.
Монс. Мюллер отвечает тем, кто предлагает сомнительные решения, например, предоставить совести самих разведенных второбрачных, приступать или нет к Евхаристии. Прелат заявляет о недопустимости такого подхода, поскольку, даже когда второбрачные уверены в недействительности предыдущего брака, эта недействительность должна быть подтверждена компетентными органами. Здесь нельзя также применить доктрину об «epicheia» - согласно которой человеческие поступки не всегда могут соответствовать общему закону: нерасторжимость Таинства Брака относится к Божественному праву. А тех, кто апеллирует к милосердию Бога, монс. Мюллер предостерегает от «ложного упоминания о милосердии», наносящего ущерб образу Бога: «Милосердие Бога – это не освобождение от заповедей и от указаний Церкви», - подчеркивает монс. Мюллер.
Наконец, префект Конгрегации вероучения настаивает на пастырском попечении разведенных, вступивших в новый брак: оно не должно сводиться к вопросу о принятии Таинств. «Помимо сакраментального Причастия, есть различные способы войти в общение с Богом: посредством веры, надежды и любви, покаяния и молитвы». «Бог может даровать людям Свою близость и Свое спасение разными путями, даже если они живут в противоречивых ситуациях, - пишет в заключение иерарх. – Пастырская забота, основанная на истине и любви, всегда найдет верные способы и пути».