Ам 6, 1а. 4-7; 1 Тим 6, 11-16; Лк 16, 19-31
Евангелие говорит об этом сдержанно: «Некоторый человек был богат,
одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно»
(Лк 16, 19). Пророк Амос из первого литургического чтения приложил
больше усилий, чтобы показать жизнь израильский богачей за восемь веков
до Христа: ложа из слоновой кости, пушистые ковры, на которых можно
нежиться, ароматные масла, богато уставленные столы, вино, испиваемое из
золотых чаш, и пьяные песни, заглушающие угрызения совести (ср. Ам 6,
1а. 4–7).
Обычаи современных нам богачей ни для кого не тайна. Пресса, радио,
кино, телевидение охотно затрагивают эту тему, хорошо зная, что это
тема «увлекательная». Сколько людей, особенно на Западе, жадно
набрасываются на описания богатой жизни, сколько с неподдельным
восторгом, а то и с почти религиозным трепетом созерцает суммы на
банковских счетах известных миллионеров, их манеру одеваться,
путешествовать и тратить накопленные деньги!
Богач из Евангелия от Луки умирает и оказывается отвергнут Богом.
Наверняка его поражает такой приговор. Ведь он не воровал, не грабил, не
давал денег в рост, не драл с должников три шкуры. В собственных
глазах он был приличным богачом, как приличными себя считают и фарисеи,
к которым, собственно и обращается со своей притчей Иисус.
Грех ли это – быть богатым? Пойдёт ли в ад тот, у кого есть деньги?
Уверен, что нет, хотя в Священном Писании как Ветхого, так и Нового
Завета, есть немало сильных выражений об этой категории людей
(ср. Притч 11, 26. 28; 13, 11; 14, 31; 18, 23; Сир 5, 1—3. 8; 13, 18—23;
14, 3—10; 26, 29; 27, 1—3; 31, 5—6; Ам 8, 4—6; Мф 19, 23—24;
Лк 6, 24—25; 1 Тим 6, 9—10; Иак 5, 1—5). Не за богатство их порицают.
Наш Бог – не социалист, чрезмерно чувствительный к общественному
неравенству и в любом богатом человеке подозревающий врага. Наконец, и
Иисус имел преданных друзей среди зажиточных людей и неоднократно
пользовался их гостеприимством (ср. Мк 2, 15; Лк 7, 36; 10, 38; 19, 6;
22, 10; Ин 3, 1; 11, 1; 12, 1—2). Библия клеймит не столько богачей,
сколько их грехи. А грехи эти, как показывает многовековой опыт, как-то
особенно пышно процветают почве, на унавоженной золотом.
В чём грешен богач из Иисусовой притчи? Это знают даже дети. У ворот
его дома лежал больной человек – настолько больной, что не мог даже
ходить и просить милостыни – по имени Лазарь. Знал ли объедающийся в
роскошной обстановке господин о существовании этого нищего, ставшего
таким постыдным «украшением» ворот его дворца? Похоже, что да. Ведь
опознаёт же он его безошибочно на лоне Авраама, даже по имени называя,
когда после смерти Бог были так поразительно переменил их судьбы
(ср. Лк 16, 23—24). А значит, знал его! Возможно, что не раз проезжал
мимо него. Однако бедственное положение нищего не произвело на него
никакого впечатления. Попрошайка под дверями богатея в те времена, а на
Востоке и сегодня, – картина столь будничная, что никого не шокирует.
Наш толстосум тоже не обращал внимания на своего нищего и, скорее всего,
даже не заметил, что тот умер. Ну вот вам и первый грех евангельского
богача: полное бессердечие по отношению к нуждающемуся. Количественно
это «тянет» только на один грех, да и то не тяжкий. Но на самом деле это
не так.
Не заметить ближнего, особенно тогда, когда тот в крайней нужде, не
протянуть ему руку помощи, когда сделать это так легко, не видеть всей
окружающей нас нужды – это не какой-то там мелкий грешок, который можно
смыть, сунув руку в освящённую воду и перекрестившись. Это тревожный
симптом болезни всего духовного организма. Это рак, давно уже
разъедающий и мозг, и сердце, и волю. И не надо мне говорить, что
человек, не знающий слова «жалость», может, несмотря на это, быть
справедливым, набожным, исполненным внутренней доброты и близким к Богу.
Иногда это внешне выглядит так. Но в действительности всё совсем не
так.
Милосердие – это одна из форм любви, по самой своей сути неизбежно
входящая в это понятие. Кто не милосерден, тот не любит, и тем самым
восстаёт против фундаментальной заповеди Евангелия (ср. Мф 22, 39–40).
Бог есть любовь (ср. 1 Ин 4, 8), и не может сквозь пальцы смотреть на
поведение человека, всей своей жизнью перечёркивающего милосердие и
любовь. «Кто имеет достаток в мире, – пишет апостол Иоанн, – но, видя
брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как пребывает в
том любовь Божия?» (1 Ин 3, 17). И заключает: «Не есть от Бога … не
любящий брата своего» (1 Ин 3, 10). И даже ещё жёстче: «Не любящий брата
пребывает в смерти» (1 Ин 3, 14). И апостол Иаков: «Суд без милости не
оказавшему милости» (Иак 2, 13).
Опасность не заметить другого человека, особенно человека бедного, и
оставить его за пределами нашей любви грозит каждому, не только
богатым. Но люди со средствами в этом смысле рискуют особенно.
Происходит так прежде всего потому, что богатство направляет всё
внимание его обладателя не на людей, а на вещи. Ему постоянно мало этих
вещей. Машина новой модели, новая мебель, новые, всякий раз ещё более
дорогие радио-, видео- и прочие -фоны, новая одежда, новые поездки,
новые всё более изысканные развлечения… Сердце живёт в постоянном
стремлении к тому, что увидели глаза, что родилось в воображении. Вокруг
сердца растёт всё более высокая гора рухляди, заслоняющая всё на
свете. Единственный человек, который ещё возвышается над этим «складом
суеты» и небезынтересен богачу, – это он сам. Грамматика этого интереса
держится на одном-единственном местоимении, на притяжательном, которое
склоняется по всем падежам: мой, моего, моему, для меня, обо мне, у
меня. Эгоизм, возведённый в ранг жизненного принципа. Эгоизм,
практикуемый ежедневно, и непрерывно углубляющий пропасть между богатым и
бедным. А обнаружиться эта пропасть может лишь тогда, когда, как
сказано в сегодняшнем евангельском чтении, уже никак её не преодолеешь
(ср. Лк 16, 26).
Обосновавшись в мире принадлежащих им вещей, богатые теряют из виду
другого человека. Даже если и замечают его, то как нечто
«обесчеловеченное», низведённое до уровня предмета, такое, что можно
пересчитать на деньги, на удовольствия, на выгоду и захотеть купить.
Будем «покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви», – подслушал
у богатеев пророк Амос (Ам 8, 6). А христианин знает, что
непочтительно отнестись к бедному (ср. Иак 2, 6), тем более обидеть
его – это грех не только против гуманизма, но и против религии. Ибо в
облике бедняков к нам приходит Христос. В приведённом у евангелиста
Матфея описании судного дня Иисус говорит отверженным: «Ибо алкал Я, и
вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не
приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не
посетили Меня…» (Мф 25, 42–43). А на удивлённый вопрос их, когда это
они видели Его нуждающимся в помощи, и не услужили, прозвучит ответ:
«Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне»
(Мф 25, 45).
Не замечая человека, не распознавая в бедняке Христа, богатый может
дойти до того, что потеряет из виду и Бога. Бог богатому не нужен. Все
его желания удовлетворяются деньгами. Это они обеспечивают «сегодня» и
«завтра» состоятельного человека, это они придают вкус его жизни, делают
эту жизнь свободной и независимой. Это они со временем вырастают до
ранга божества, перед которым с утра до вечера бьются поклоны. Поэтому
так называемые «обеспеченные слои» уже, как правило, не слушают ни
Моисея, ни пророков (ср. Лк 16, 29), а, порвав с религией, порывают
также и с моралью. Модные ныне на Западе репортажи о подсмотренной жизни
миллионеров чаще всего показывают нам хлев, в котором любому греху
находится место.
Вот так мы можем узнать, за что наш богач из притчи пошёл в ад. Его
безразличие к Лазарю было только кусочком большего и гораздо более
сложного целого, было трагичным финалом неправильно ориентированной и
плохо прожитой жизни, свидетельством порочного выбора, совершённого его
сердцем: себя оно поставило не только выше Лазаря, но и выше любого
другого человека, и даже выше Бога.
Мы с облегчением вздыхаем. Какое счастье, что мы не богаты.
Боюсь, что мы несколько преждевременно испытываем это облегчение.
Да, притчу о злом богаче Иисус рассказывал «сребролюбивым»
(ср. Лк 16, 14) фарисеям, но содержащееся в ней поучение касается всех.
Ибо сердце богача может иметь и нищий. И у многих из нас именно
такое сердце: до беспамятства заворожённое земным, стремящееся «всем
сердцем, и всею душею и всеми силами» не к Богу, а к благополучию,
идущее к деньгам и имуществу любым путём, даже недостойным, даже по
трупам, тупо уставившись в себя и не замечая трагедии и отчаяния людей
по-настоящему бедных.
Ну что же… Мы с вами – дети нашего мира. А это, к сожалению, не мир
Евангелия, но мир похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, как
столетия назад охарактеризовал его св. Иоанн (ср. 1 Ин 2, 16).
Потому-то мы и проникаемся духом материализма, окружающего нас отовсюду,
и в этом угаре уже не выстраиваем в жизни правильной иерархии
ценностей, а возносим до ранга божества то, что «моль и ржа истребляют»
(Мф 6, 19).
Так давайте же иногда посматривать на богача из притчи Иисуса. Он
поставлен на нашем жизненном пути как предупредительный знак. И даже
если ты, брат мой, правилами дорожного движения голову не забиваешь,
этот знак пропускать нельзя.
О. Станислав Подгурский CSsR
http://catholic.baznica.info