Сегодняшнее торжество Господа нашего Иисуса Христа Царя вселенной, венец литургического года, отмечает также завершение Года веры, объявленного Папой Бенедиктом XVI, к которому мы сейчас мысленно обращаемся с огромной любовью и признательностью за этот дар, который он нам сделал. Этой провиденциальной инициативой он дал нам возможность вновь открыть для себя красоту того пути веры, который начался в день нашего Крещения, сделавшего нас чадами Божьими и сестрами и братьями в Церкви, – того пути, конечной целью которого является наша полная встреча с Богом, и на протяжении которого Святой Дух очищает, поднимает нас и освящает нас, чтобы мы смогли войти в счастье, которого жаждет наше сердце.
Хочу также адресовать сердечное и братское приветствие присутствующим здесь Патриархам и Верховным Архиепископам Восточных Католических Церквей. Знак мира, которым я обменяюсь с ними, – это прежде всего знак признательности епископа Рима к этим Общинам, которые исповедую имя Христа с достойной подражания верностью, нередко оплаченной высокой ценой.
Этим жестом через них, я также хотел бы обнять всех христиан, живущих на Святой Земле, в Сирии и во всем Востоке, чтобы испросить для них дар мира и согласия.
В провозглашенных сегодня библейских Чтениях красной нитью проходит тема центральной роли Христа. Христос находится в центре, Христос Сам есть центр. Христос – центр творения, Христос – центр Своего народа, Христос центр истории.
1. Апостол Павел, во втором чтении, взятом из Послания к Колоссянам, предлагает нам глубокое видение центральной роли Иисуса. Он представляет нам Христа как Первенца всего творения: все сущее было создано в Нем, через Него и для Него. Он есть центр всего сущего, Он есть начало начал. Иисус Христос, Господь: Бог дал Ему полноту, цельность, дабы в Нем все примирилось (ср. Кол 1,12-20 ). Господь Творения, Господь примирения.
Этот образ помогает нам понять, что Иисус является центром всего творения; и поэтому от истинно верующих – если мы хотим быть ими – требуется признать и принять в свою жизнь центральность Иисуса Христа в наших мыслях, словах и в делах. И таким образом, наши мысли станут христианскими мыслями, мыслями Христа. Наши слова станут христианскими словами, словам Христа. И наоборот, когда этот центр теряется, потому что его заменяют чем-то другим, то это не приносит ничего, кроме вреда, всему окружающему нас и нам самим.
2. Помимо того, что Христос есть центр творения и центр примирения, Он является центром народа Божия. И именно сегодня Он здесь, посреди нас. Сейчас Он здесь, в Слове, и будет здесь, на алтаре, живой, присутствующий среди нас – среди Своего народа. Мы видим это в первом чтении, в котором повествуется о том, как однажды племена Израиля пришли искать Давида и помазали его в царя над Израилем пред Господом (ср. 2 Цар 5,1-3 ). В поисках идеального царя эти люди искали Самого Бога: Бога, Который был бы рядом с ними, Который был бы согласен сопровождать их в пути, Который стал бы их братом.
Христос, потомок царя Давида, является именно «братом», вокруг Которого образуется народ. Он заботится о Своем народе, обо всех нас, даже ценой Своей жизни. В нем мы все едины: мы являемся единым народом; соединенные с Ним, мы разделяем один путь, одну судьбу. Только в Нем, – как в центре, – мы обретаем свою идентичность, как народ.
3. И, наконец, Христос является центром истории всего человечества, а также центром истории каждого человека. Ему мы можем говорить о радостях и надеждах, печалях и горестях, из которых соткана наша жизнь. Когда Иисус является центром, даже самые мрачные минуты нашей жизни становятся с Ним светлее, и Он дает нам надежду, как доброму разбойнику в сегодняшнем Евангелии.
В то время как другие кричали Иисусу с презрением – "Если Ты Христос, Царь Мессия, спасти себя, сойдя с креста!" – этот человек, который ошибался в жизни до самого конца, раскаивается, цепляясь за распятого Иисуса, умоляя Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё» (Лк 23,42 ). Иисус обещает ему: «Ныне же будешь со Мною в раю» (ст. 43 ): в Его царстве. Иисус произносит только слово прощения, не осуждения; и всякий раз, когда кто-то находит в себе мужество просить этого прощения, Господь никогда не оставляет тщетной подобную просьбу.
Сегодня все мы можем подумать о нашей истории, о нашем пути. Каждый из нас имеет свою историю, точно так же, как каждый из нас имеет свои ошибки, свои грехи, свои счастливые минуты и мрачные моменты. Будет полезным сегодня подумать о нашей истории и, глядя на Иисуса, повторять – каждому, в молчании, много раз: «Помяни меня, Господи, теперь, когда Ты находишься в Царствии Твоем! Иисус, помни обо мне, потому что я хочу стать хорошим, я хочу стать хорошей, но у меня нет сил, я не могу: я грешник, я грешница! Но помни обо мне, Иисусе: Ты это можешь, потому что Ты – в центре всего, Ты – в Твоем Царствии!». Как это прекрасно! Сделаем это сегодня, каждый в своем сердце, много раз. «Помни обо мне, Господи, Ты, Который в центре всего, Ты, Который в Царствии Своем!».
Обещание Иисуса доброму разбойнику дает нам большую надежду: она говорит нам, что Божья благодать всегда больше, чем молитва, с помощью которой просят о ней. Господь всегда дает больше, чем у Него просят, Он очень щедрый: Его просишь о том, чтобы Он вспомнил о тебе, а Он ведет тебя в Свое Царствие! Пойдем все вместе по этому пути.
Русская служба Радио Ватикана