Апостол Иоанн дает точное определение настоящему времени: «Настало последнее время» (1 Ин 2,18). Это утверждение, – повторяющееся в Мессе 31 декабря, – означает, что с пришествием Бога в нашу историю мы уже находимся в "последние” времена, после которых финальным переходом станет второе и окончательное пришествие Христа. Естественно, здесь говорится о качестве времени, а не о его количестве. Вместе с Иисусом пришла "полнота” времени, – полнота значения и полнота спасения. И нам будет дано не какое-то новое откровение, а полное проявление того, что Иисус уже открыл. В этом смысле мы находимся в "последнем времени”; каждое мгновение нашей жизни является решающим, и всякое наше действие наполнено вечностью; и ответ, который мы сегодня даем любящему нас Богу, влияет на наше будущее.
Библейский и христианский взгляд на время является не циклическим, а линейным: это путь, идущий к свершению. Следовательно, прошедший год ведет нас не к чему-то, что кончается, но к тому, что находится на пути к свершению, – это еще один шаг навстречу стоящей перед нами цели: к надежде и счастью, потому что мы встретим Бога, причину нашей надежды и источник нашей радости.
В то время, как подходит к концу 2013 год, давайте соберем, как в корзину, все те дни, недели, месяцы, которые мы прожили, чтобы предложить все это Господу. И спросим себя: как мы прожили подаренное Им время? Мы использовали его прежде всего для нас самих, в наших интересах, или сумели тратить его также на других? Сколько времени мы уделяли, чтобы быть с Богом в молитве, в молчании, в адорации?...
И подумаем также об этом городе Риме. Что произошло в этом году? Что происходит и что произойдет? Каково качество жизни в этом Граде? Это зависит от всех нас! Каково качество нашего "гражданства”? Сделали мы что-то в этом году, каждый со своей стороны, чтобы он стал более обитаемым, упорядоченным, радушным? В самом деле, лицо города можно сравнить с мозаикой, составными частями которой являются все, кто в нем живут. Конечно, наделенные властью обладают большей ответственностью, но каждый житель разделяет эту ответственность, в добре и в зле.
Рим – это город уникальной красоты. Его духовное и культурное наследие является непревзойденным. Но, к сожалению, даже в Риме есть множество людей, живущих в материальной и нравственной нищете, – бедные, несчастные, страдающие люди, взывающие к совести каждого гражданина. Вероятно, в Риме мы сильнее ощущаем этот контраст между величественным пространством, наполненной художественной красотой, и социальными лишениями тех, кому приходится труднее всего.
Рим – это город, полный туристов, но также полный беженцев. Рим полон работающими людьми, но также теми, кто не находит работы, или занимается малооплачиваемым трудом, порой несовместимым с достоинством человека; и все они имеют право на то, чтобы к ним относились с равным радушием, поскольку каждый из них является носителем человеческого достоинства.
Сегодня последний день года. Что мы сделаем, как мы будем действовать в следующем году, чтобы сделать немного лучше наш город? Рим в новом году будет еще прекраснее, если станет еще человечнее, гостеприимнее, радушнее; если все мы будем внимательными и щедрыми к терпящим трудности; если сумеем сотрудничать в конструктивном и солидарном духе, на благо всех. Рим в новом году станет лучше, если в нем не будет "сторонних наблюдателей”, которые смотрят на его жизнь лишь "с балкона”, не вмешиваясь в множество человеческих проблем, – проблем мужчин и женщин, которые, в конце концов … и прежде всего, хотим мы этого или нет, являются нашими сестрами и братьями. В связи с этим Церковь Рима чувствует себя обязанной внести собственный вклад в жизнь и будущее Града: оживить его закваской Евангелия, дабы он стал знамением и орудием Божьего милосердия.
В этот вечер мы завершаем Год Господень 2013-й, вознося благодарение и прося прощение. Возблагодарим за все благодеяния, которыми наделил нас Бог, и прежде всего за Его терпение и верность, которые проявляются в следовании времен, но уникальным образом – в полноте времени, когда «Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены» (Гал 4,4). Матерь Божия, во имя Которой мы начнем завтра новый отрезок нашего земного паломничества, да научит нас принимать Бога, ставшего человеком, дабы каждый год, каждый месяц, каждый день был полон Его вечной Любви. Да будет так.