Главная » 2013»Март»19 » Проповедь Святейшего Отца Франциска во время торжественной Мессы начала понтификата
13:34
Проповедь Святейшего Отца Франциска во время торжественной Мессы начала понтификата
"Дорогие братья и сестры!
Благодарю Господа за то, что я могу служить эту Святую Мессу начала
служения Св. Петра в торжество Святого Иосифа, обручника Девы Марии и
покровителя Вселенской Церкви. Это совпадение насыщено смыслом. Сегодня
также именины моего достопочтенного предшественника: мы рядом с ним в
молитве, полной любви и признательности.
Сердечно приветствую
братьев кардиналов и епископов, священников, дьяконов, монахов и
монахинь и всех верных мирян. Благодарю за присутствие представителей
других Церквей и церковных общин, а также представителей еврейских общин
и других религиозных сообществ. Сердечно приветствую глав государств и
правительств, официальные делегации из многих стран мира и
дипломатический корпус.
Мы услышали из Евангелия, что «встав от
сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену
свою». В этих словах уже заключена миссия, вверенная Иосифу Богом: то
есть быть хранителем, custos. Хранителем кого? Марии и Иисуса. Но это
покровительство распространяется потом на Церковь, как подчеркнул
блаженный Иоанн Павел 2: «Так же, как он с любовью заботился о Марии и с
радостной самоотдачей посвятил себя воспитанию Иисуса Христа, он хранит
и защищает Его мистическое тело Церковь, прообразом и моделью которой
является Пресвятая Дева».
Как же осуществляет Иосиф эту защиту?
Со сдержанностью, смирением, в безмолвии, но посредством постоянного
присутствия и всецелой верности, даже когда он не понимает. Начиная с
бракосочетания с Девой Марией вплоть до эпизода с двенадцатилетним
Иисусом в Храме, он с заботой и всей любовью сопутствует в каждый
момент. Он рядом с Марией, своей супругой, в спокойные и трудные моменты
жизни, во время путешествия в Вифлеем для переписи и в волнующий,
радостный момент родов; в драматический момент бегства в Египет и в
мучительном поиске сына в Храме; и потом – в повседневной жизни
назаретского дома, в мастерской, где он учил Иисуса ремеслу.
Как
осуществляет Иосиф свое призвание быть хранителем Марии, Иисуса,
Церкви? Посредством постоянного внимания к Богу, открытости Его знакам,
готовности к Его планам, а не к своим. Именно об этом Бог просит у
Давида, как мы слышали в первом чтении: Бог желает не дом, построенный
человеком, а верности Его Слову, Его замыслу. Сам Бог строит дом, но из
живых камней, отмеченных Его Духом. Иосиф – хранитель, потому что он
умеет слушать Бога, позволяет вести себя Его воле, и как раз поэтому он
еще более чуток к людям, которые ему вверены, с реализмом умеет
истолковывать события, внимателен к тому, что его окружает, умеет
принимать мудрые решения. В нем, дорогие друзья, мы видим, как нужно
отвечать на призвание Бога: с готовностью, - но мы видим также, что
является центром христианского призвания: Христос! Давайте хранить
Христа в нашей жизни, чтобы хранить других, чтобы хранить Творение!
Это призвание хранителей относится не только к христианам, но обладает
измерением, которое предшествует и является просто человеческим, оно
касается всех. Хранить все творение, красоту творения, как об этом
говорится в Книге Бытия и как показал нам святой Франциск Ассизский: это
означает уважать каждое создание Бога и окружающий мир, в котором мы
живем. Это означает защищать людей, заботиться обо всех, о каждом
человеке – с любовью, - особенно к детям, к пожилым, к самым уязвимым,
кто часто находится на окраине нашего сердца. Это означает заботиться
друг о друге в семье: супруги берегут друг друга, а как родители они
заботятся о детях, и со временем дети становятся хранителями родителей.
Это означает искренне дружить, то есть беречь друг друга с доверием,
уважением и во благе. В конечном счете, все вверено защите человека, и
эта ответственность касается всех нас. Будьте же хранителями даров
Божиих!
А когда человек не верен этой ответственности, когда мы
не заботимся о творении и о братьях, открывается поле для разрушения, и
сердце ожесточается. В каждую эпоху истории, к сожалению, есть «Ироды»,
замышляющие смерть, разрушающие и искажающие лик человека.
Пожалуйста, я хочу попросить у всех, кто занимает ответственные посты в
экономике, политике и общественной жизни, - у всех людей доброй воли:
давайте будетм «хранителями» творения, замысла Бога, вписанного в
природу, в окружающий мир. Не позволим знакам разрушения и смерти
сопровождать путь нашего мира! Но для того чтобы хранить, мы должны
заботиться и о самих себе! Будем же помнить, что ненависть, зависть,
гордыня загрязняют жизнь! Хранить означает бдить над нашими чувствами,
над нашим сердцем, потому что именно оттуда выходят добрые и злые
намерения: те, которые хранят, и те, которые разрушают! Не надо бояться
доброты и нежности!
И здесь я добавлю еще одно: забота, защита
требует доброты, требует нежности. В Евангелиях святой Иосиф предстает
как сильный, смелый, трудолюбивый человек. Но в его душе различима
большая нежность – и это не добродетель слабых, а наоборот, означает
силу духа и способность в заботе, к состраданию, к настоящей открытости
другому, способность любить. Не надо бояться любви и нежности!
Сегодня, наряду с праздником святого Иосифа, мы празднуем начало
служения нового Римского Епископа, Преемника Св. Петра, которое
предполагает также власть. Конечно, Иисус Христос наделил Петра властью,
но о какой власти идет речь? На трижды заданный вопрос Иисуса Петру о
любви трижды последовало приглашение: паси агнцев Моих, паси Моих
овечек. Не будем никогда забывать, что истинная власть – в служении и
что даже Папа, чтобы осуществлять власть, должен все больше войти в это
служение, – светлая вершина которого находится на Кресте. Он должен
брать пример со смиренного, конкретного, полного веры служения святого
Иосифа и, как он, открыть объятия для защиты всего Народа Божьего,
принимая с любовью и нежностью все человечество, особенно самых бедных ,
самых малых, тех, кого св. Матфей перечисляет, описывая последний Суд
любви: тех, кто голоден, кто жаждет, чужеземцев, нагих, больных,
узников. Только тот, кто служит с любовью, умеет хранить!
Во
втором чтении святой Павел говорит об Аврааме, который «сверх надежды,
поверил с надеждою». И сегодня, видя немало признаков пасмурного неба,
мы нуждаемся в свете надежды, в том, чтобы себе самим дать надежду.
Хранить творение, каждого человека, со взглядом нежности и любви,
означает открыть горизонт надежде, сделать прорыв света посреди туч,
нести тепло надежды! А для верующего, для нас, христиан, как для
Авраама, как для святого Иосифа, надежда, которую мы несем, имеет
горизонт Бога, открытый нам во Христе и основанный на скале, которой
есть Бог.
Хранить Иисуса с Марией, хранить творение, хранить
каждого человека, особенно самых бедных, хранить самих себя: вот
служение, которое призван исполнять Епископ Рима, но к которому призваны
и все мы, чтобы воссияла звезда надежды: давайте с любовью хранить то,
что нам даровал Бог! Прошу заступничества Девы Марии, святого
Иосифа, святых Петра и Павла, святого Франциска, - дабы Святой Дух
сопутствовал мне в служении. А всем вам говорю: молитесь за меня!
Аминь».