Убеждение в существовании и присутствии возле нас Ангелов, в том числе Ангелов-Хранителей, является одним из важных элементов нашей веры. Ангелы это духи, сотворённые Богом ради Его славы и для помощи людям. Те из них, которым Бог поручил опеку над людьми, называются Ангелами-Хранителями. Эта опека начинается с момента рождения каждого человека, и заканчивается с его смертью. У каждого из нас имеется свой «личный» Ангел-Хранитель.
Священное Писание не оставляет никакого сомнения относительно существования Ангелов, посланцев Божиих, которые участвуют в деле спасения человека. Эти чисто-духовные существа выступают посредниками между Богом и людьми. Учение об Ангелах опирается прежде всего на два библейских текста.
В псалме 90 мы читаем:
«Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею» (Пс 90,10-12).
В то же время св. Матфей приводит в своём Евангелии следующие слова Господа Иисуса:
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18,10).
Но это, безусловно, не единственные тексты Священного Писания, где говорится о том, что Бог пользуется помощью Ангелов для блага рода человеческого в целом либо для блага отдельных людей. Достаточно вспомнить об опеке Ангела над Агарью и её сыном Исмаилом (Быт 16,9); Ангел удерживает Авраама от заколания в жертву своего первородного сына Исаака (Быт 22,11); Ангел спасает Лота и его семью (Быт 19); Ангел спасает трёх юношей от гибели в огненной печи (Дан 3,49-50), а также Даниила от гибели во рву львином (Дан 6,22); Ангел питает пророка Илию в пустыне и спасает его от голодной смерти (4 Цар 19,6-8); Ангел выводит св. Апостола Петра из темницы и спасает его от рук Ирода (Деян 12,7-20).
Освобождение Св. Ап. Петра из темницы
Рафаэль. 1508-1511 гг. Фреска. Ватикан.
Ангелы присутствовали в учении Церкви и в трудах самых выдающихся христианских мыслителей с первых веков. В самых ранних писаниях Отцов Церкви мы уже встречаем учение об Ангелах-Хранителях. Св. Киприан (+ ок. 251) называет их «нашими друзьями». Св. Василий Великий (+ 379) видит в них наших наставников и друзей. Св. Амвросий (+ 397) считает их нашими помощниками. Св. Иероним (+ ок. 420) утверждает: «Так велико достоинство души, что каждая имеет для своей защиты Ангела-Хранителя». Св. Василий идёт дальше, говоря: «Некоторые Ангелы поставлены над целыми народами, другие же приставлены к каждому из верных». Сходным образом выражается св. Августин (+ 430): «Велика забота, с какой Господь Бог относится к людям. Великую любовь Он оказал нам, поставив Ангелов для нашей защиты».
Среди святых, отличавшихся особым почитанием свв. Ангелов-Хранителей, следует упомянуть св. Цецилию (III в.), св. Франциску Римскую (+ 1440) и бл. Далмация, доминиканца из Героны (+ 1341), которые имели счастье часто общаться со своими Ангелами-Хранителями, как об этом сообщают их жизнеописания; св. Станислава Костку, покровителя Польши, который чудесным образом получил св. причастие из рук Ангела; св. Франциска Сальского, у которого было обыкновение приветствовать Ангела-Хранителя каждой местности, куда он попадал; а также св. Иоанна Боско, Ангел-Хранитель которого неоднократно спасал ему жизнь во время покушений на него, посылая на его защиту таинственного пса.
Ангелам воздавалась честь уже в древнехристианской литургии. Первые упоминания о культе Ангелов мы встречаем у св. Юстина (+ 165) в его первой Апологии. С IV в. выделяется культ св. Михаила Архангела. Ангелы часто упоминаются в литургии в качестве возносящих хвалу Господу Богу. В иконографии мы встречаем Ангелов уже в катакомбах (III в.).
Особый праздник в честь Ангелов-Хранителей возник сперва на Иберийском полуострове, в Испании, а также во Франции. В 1608 г. Папа Павел V разрешил справлять этот праздник в первый будний день после праздника св. Михаила. Окончательно во всеобщий литургический календарь его включил Папа Климент Х в 1670 г. Живую веру в Ангелов-Хранителей проявлял бл. Иоанн XXIII, когда, ещё будучи апостольским нунцием, перед каждой важной встречей просил своего Ангела-Хранителя, чтобы встреча прошла удачно и принесла добрые плоды.
Пусть сегодняшнее литургическое почитание святых Ангелов-Хранителей напомнит нам нам об их реальном существовании и о том, что они нас опекают, хранят от зла и направляют к добру, а вера в них не предназначена только для малых детей. Не будем забывать часто молиться к нашим духовным опекунам.
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui ineffábili providéntia sanctos ángelos tuos
ad nostram custódiam míttere dignáris,
largíre supplícibus tuis, et eórum semper protectióne deféndi,
et ætérna societáte gaudére.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, провидением неизреченным
Ангелов святых Твоих поставить к охранению нашему сподобивший,
щедро подай Тебе молящимся и Ангелов защиту непрестанную,
и радость с ними вечного общения.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.