Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (ивр. מיכאל, Михаэ́ль — «Кто как
Бог?»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — главный архангел, предводитель
небесных воинств. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся
одним из самых почитаемых библейских персонажей. Упоминается три раза в
кн. Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды — в послании ап. Иуды и один
раз в Откровении св. Иоанна. Изображается попирающим дьявола; в рост — с
доспехами и мечом; верхом — с копьем; с кадилом и весами. Празднование —
19 (6) сентября, 21 (8) ноября. В Исламе имя звучит, как Микаил.
Упоминания и явления
Ветхий Завет
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя
ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один
день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я
остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании;
и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя
вашего» (Дан.10:21).
А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
« И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов
народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как
существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа
твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан.12:1)
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в
руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня
(Нав.5:13-15);
уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35);
спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог
Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов
Своих» (Дан.3:95).
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится
Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы
господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал
Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его
благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал
так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы»
Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против
темноты зла, возглавляемой Велиалом.
Новый Завет
В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда
говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести
укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь"» (Иуд.1:9).
Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с
диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался
доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По
свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта
сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение
Моисея».Однако данная история известна и из иудейского апокрифа
«Успение Моисея».
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве
архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом,
преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против
дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не
нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон,
древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную,
низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие
эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала
приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на
Страшном суде на который он призовёт души трубным.
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души
грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам
Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле
нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил,
защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».
В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный
рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он
призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе
грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
«Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус
Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников,
чтобы отвести их в рай.
«Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу
совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как
они входят в Небесный Иерусалим:
И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне:
«Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его — град Божий. Не всем
дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих.
Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и
бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду
Божию в соседство к праведникам».
«Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет
Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет
ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы
по подобию акафиста в которых Богородица так обращается к Михаилу:
Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся,
архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил,
слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у
престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил,
имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг
Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.[12]
«Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает,
что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и
«от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от
гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела
восстанет всякое естество человеческое».[13] Таким образом архангелы
призовут людей на Страшный суд.
Чудеса и явления архангела Михаила
Чудо архангела Михаила в Хонех:
Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм,
посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в
благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника,
располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил
пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной
христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить
храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток
две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу
Михаилу о предотвращении бедствия и тогда около храма появился святой
Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда
устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где
совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).
Чума в Риме:
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя
торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии
увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой
меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом
событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела
Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.
Спасение Сипонта:
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами
архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил
устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать
врагов. Предание гласит, что лангобарды были остановлены и, узнав о
явлении архангела Михаила, отказались от арианской ереси.
Спасение отрока близ Афонской горы:
Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного
отрока, которого злоумышленники хотели утопить чтобы получить найденную
им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром,
царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а
найденное отроком золото пошло на его украшение.
Спасение наследника:
Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его
соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его.
Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря
заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач
отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить
отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за
него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от
собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.
Спасение Новгорода:
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя
описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик
повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига
Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве
увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити
на Великий Новъгородъ».
Архангел и Жанна д'Арк
Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой
Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые
голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию —
короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан
святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в
мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.[26]
Чудо о Флоре и Лавре:
По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел
Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми.[27]
Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются
с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.
В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В
Средние Века он считался обязательным, но c XVIII века утратил своё
значение торжества. В католической церкви существует ещё ряд праздников,
связанных с архангелом Михаилом:
В честь явления архангела Михаила 8 мая 494 года на Монте Гаргано;
В честь его заступничества в войне против лангобардов 8 мая
663 года (см. раздел Чудеса архангела Михаила). Праздник в честь этой
победы распространился на всю католическую церковь и получил название
«Явление святого Михаила».
Особо почитается как место паломничества раннесредневековый
монастырь-крепость св. Михаила на высоком острове у берегов Нормандии
(Мон-Сен-Мишель) и пещерная церковь на полуострове Монте Гаргано
(область Апулия в Италии).