Согласно традиции Восточной Церкви праздник Успения Пресвятой
Богородицы принадлежит к перечню двенадцати наибольших праздников
церковного года. Отмечается 15 августа по старому стилю, 28 августа – по
новому (Католическая и большинство Православных Церквей мира празднуют
Успение 15 августа). Предшествует празднику Успенский пост, который
начинается 14 августа и длится две недели.
Из апокрифов известно, что за три дня до смерти Марии представился
архангел Гавриил и известил о близком переходе ее к вечности.
Согласно
церковным преданиям в этот день апостолы оставили места своей проповеди
и чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы попрощаться с
Пресвятой Богородицей и осуществить погребение ее пречистого тела.
Находясь вокруг ее ложа, они были ослеплены ярким светом, в котором
представился сам Христос в окружении ангелов и архангелов. В этот момент
чистая душа Девы Марии без страдания, будто во сне, отошла к Господу.
Иконографическая традиция праздника рассказывает, что Богородица отдала
свою чистую душу в руки своего Сына и Господа Иисуса Христа, а в это
время с небес раздавались звуки ангельских хоров.
Тело Пречистой
Богородицы апостолы перенесли в Гефсиманию, где была гробница ее
родителей и мужа. По дороге к гробу процессию апостолов сопровождала
чудесное светлое облако и сонм ангелов.
Церковное предание
рассказывает, что апостол Фома, который прибыл с опозданием, опечалился,
что не смог быть около Богородицы в последние минуты ее земной жизни.
Чтобы он мог попрощаться с ее телом, апостолы откатили надгробный
камень. Но на удивление всех внутри были только ризы Девы Марии. Ее
тело, как и душа, было взято Господом на Небо (в латинской традиции этот
праздник отсюда носит название Внебовзятие Пречистой Девы).
Литургический
культ Богородицы особенно развился после Третьего Вселенского собора в
Эфесе (в 431 г.). Тогда свято Успение носило название „Праздник
Марии-Богоматери”. Свое нынешнее название он получил в VІ ст. Император
Маврикий (582-602) приказал праздновать Успение по всей византийской
империи. На западе традицию празднования внедрил Папа Сергей І
(687-701). А в 1950 году Папа Пий ХІІ провозгласил догму, что „Непорочна
Божья Мать, Приснодева Мария, наполнив бег своей земной жизни, была
взята с телом и душой к небесной славе”.
Отцы Церкви, св. Андрей
Критский и св. Иоанн Дамаскин, составили замечательные проповеди к
празднику Успения. Последний также говорит о чудесном вознесении
Богородицы.
В Украине
праздник Успения Пресвятой Богородицы получил особое чествование. Так
главные монастыри-лавры Украинских Церквей – православные
Киево-Печерская, Почаевска и греко-католическая Уневская посвящены этому
празднику.
По материалам http://www.risu.org.ua