Утром 28 декабря, во время 45-й по счету и последней общей аудиенции
этого года, Святейший Отец Бенедикт XVI продолжил цикл наставлений о
молитве. Темой наставления на этот раз стала молитва в свете Святого
Семейства Назарета. "Семья, – сказал Папа, – это домашняя Церковь, и она
должна быть первой школой молитвы. В кругу семьи дети с самого нежного
возраста могут учиться воспринимать чувство Бога, благодаря учению и
примеру родителей, жить в атмосфере присутствия Бога. Подлинно
христианское воспитание не может обойтись без опыта молитвы. Если не
учить молиться в семье, потом будет трудно заполнить этот пробел”.
Поэтому Папа призвал "открыть красоту молитвы в кругу семьи по примеру
Пресвятого Семейства Назарета, и таким образом стать действительно
единым сердцем и единой душой, настоящей семьей".
Папа
подчеркнул, что "именно через молитву мы становимся способными близко и
глубоко общаться с Богом". Пресвятое Семейство Назарета "это школа
молитвы, где учатся слушать, размышлять, проникать в глубинное значение
явления Сына Божия, черпая пример от Марии, Иосифа и Иисуса".
"Незабываема
речь Слуги Божия Павла VI во время его визита в Назарет, – отметил
Папа. – Там он сказал, что в школе Пресвятого Семейства мы «понимаем,
почему нужно поддерживать духовную дисциплину, если желаем следовать
учению Евангелия и стать учениками Христа”. И добавил: "Прежде всего она
учит нас молчанию. О, если бы в нас пробудилось уважение к молчанию, к
этой восхитительной и необходимой как воздух атмосфере духа, в то время,
как мы оглушены шумом и громкими голосами неистовой и бурной жизни
нашего времени. Пусть молчание Назарета научит нас быть твердыми в
добрых мыслях, стремящимися к духовной жизни, готовыми принять тайные
вдохновения Бога и наставления истинных учителей» (Речь в Назарете, 5
января 1964)".
В своем наставлении о молитве, об отношениях
Пресвятого Семейства с Богом Папа исходил из евангельских рассказов о
детстве Иисуса. "Начнем с эпизода представления Иисуса в храм. Св. Лука
повествует, Мария и Иосиф, «когда исполнились дни очищения Марии по
закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить
пред Господа, как предписано в законе Господнем» (2,22). Как всякая
еврейская семья, соблюдающая закон, родители Иисуса отправились в храм,
чтобы посвятить Богу первенца и чтобы принести жертву. Послушные закону,
они отправляются из Назарета в Иерусалим с Иисусом, Которому едва
исполнилось сорок дней; вместо годовалого ягненка они несут с собой
жертву простых людей, то есть, двух горлиц. Святое Семейство
отправляется в паломничество веры, приношения даров, символ молитвы и
встречи с Господом, Которого Мария и Иосиф уже видят в Иисусе".
Бенедикт
XVI назвал Марию непревзойденным образцом созерцания Иисуса: «Лик Сына
принадлежит Ей особым образом, поскольку он формировался в Её лоне,
принимая человеческое подобие. Взор Её сердца сосредоточивается на Нем
уже в момент Благовещения... В последующие месяцы Она постепенно ощущает
Его присутствие, вплоть до Его рождения, когда Она уже могла с
материнской нежностью созерцать лик Сына, пеленая Его и кладя в ясли".
Папа
далее подчеркнул, что "способность Марии жить с устремленным к Богу
взором является заразительной. И первым «заразившимся» стал св. Иосиф.
Его смиренная и искренняя любовь к своей невесте и решение соединить
свою жизнь с жизнью Марии привели его, который уже был "праведником”
(Мф. 1,19), к особой близости с Богом. Вместе с Марией и прежде всего с
Иисусом он начинает новый способ общения с Богом, принимает Его в свою
жизнь, входит в Его замысел спасения, исполняя Его волю... Он посвятил
всего себя Марии и Иисусу, в совершенстве исполнив свое призвание. Как
известно, Евангелие не сохранило ни одного слова Иосифа: его присутствие
было молчаливым и преданным, постоянным и деятельным. ... Иосиф
полностью исполнил свою роль отца, во всех аспектах. Несомненно, он
вместе с Марией учил Иисуса молитве. Брал Его с собой в синагогу по
субботам, а также в Иерусалим, на большие праздники израильского народа.
Согласно иудейской традиции Иосиф возглавлял домашнюю молитву как в
будни – утром, вечером, за трапезой, – так и в главные религиозные
события. Так, в повседневной жизни, проходившей в Назарете между домом и
мастерской Иосифа, Иисус учился чередовать работу и молитву и
жертвовать Богу также тяжелый труд, чтобы заработать хлеб насущный для
семьи".
Затем Папа упомянул "еще один эпизод, в котором Святое
Семейство из Назарета собирается вместе в молитве. Двенадцатилетний
Иисус отправляется со Своими в Иерусалимский храм. Этот эпизод помещен в
контекст паломничества, как подчеркивает св. Лука: "Каждый год родители
Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати
лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник” (2,41-42).
Паломничество – это религиозное выражение, которое питается молитвой и
одновременно питает ее. Это паломничество связано с Пасхой, и евангелист
отмечает, что семья Иисуса совершает его каждый год, чтобы принять
участие в обрядах святого града. Иудейская семья, так же, как
христианская, молится в домашнем кругу, но она молится также вместе с
общиной, чувствуя себя частью Народа Божия".
"В этом эпизоде –
добавил Папа – звучат также первые слова Иисуса: "Зачем было вам искать
Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу
Моему?”. Это слово «Отец» является ключом к пониманию тайны христианской
молитвы: "Здесь, когда Иисус еще полностью находится в семье, важно
отметить, что почувствовали Мария и Иосиф, услышав из уст Иисуса это
слово 'Отец'”... С тех пор жизнь Святого Семейства еще больше
наполнилась молитвой", потому что "начиная с этой минуты из сердца
Иисуса-ребенка – а затем подростка и юноши – больше не перестанет
распространяться и отражаться в сердцах Марии и Иосифа это глубокое
чувство связи с Богом Отцом". "Семейство из Назарета – сказал Папа –
является первым образцом Церкви, в которой, вокруг присутствия Иисуса и
благодаря Его посредничеству, все живут сыновними отношениями с Богом,
которые изменяют также отношения между людьми".