ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иоил 2, 12-18
Ныне говорит Господь: обратитесь
ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца
ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и
милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии. Кто
знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного
приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе,
назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ,
созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных
младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей
горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители
Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия
Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут
говорить между народами: где Бог их?» И тогда возревнует Господь о земле
Своей, и пощадит народ Свой.
Толкование
Этот отрывок из
книги Иоиля открывает великопостный период, время мощного духовного
очищения в жизни Церкви, наполненное глубоким смыслом. Пророк призывает
народ обратиться ко Господу. Речь идет об обращении, которое совершается
в человеке не под влиянием минутного чувства, а "всем сердцем”, изменяя
все его поведение, и предполагает искреннее покаяние. В этом смысл
этого времени покаяния: у каждого есть возможность поразмышлять о том,
что в нашей жизни отдаляет нас от Бога. На этом пути истины важна также
практика покаяния, как внешний знак, выражающий и подтверждающий наше
решение вернуться в объятия Отца, чтобы получить Его прощение и начать
новую жизнь, погрузившись в Его любовь и милость.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 5, 20 — 6, 2
Братья:
Мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через
нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего
греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались
праведными пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы
благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: «во время
благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе». Вот, теперь
время благоприятное, вот, теперь день спасения.
Толкование
«Вот,
теперь время благоприятное»: это значит, что оно благоприятно для
действий, что имеются все условия для того, чтобы что-то до
благополучного конца. Святой Павел считает, что такое время связано не
столько с тем, чтобы были подходящие психологические или социальные
условия: скорее это время, когда Бог дарует Свою благодать в полноте, и
поэтому следует воспользоваться им и не упустить возможность. Молитва,
пост и дела милосердия служат именно для того, чтобы должным образом
ответить на эту благодать, которую Бог желает нам даровать в полноте.
Это время благоприятно и для нас, чтобы отвернуться от многих вещей и
ситуаций, не соответствующих Божьей воле и начать новую жизнь, и жить в
радости.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 6, 1-6. 16-18
В то время: Иисус
сказал ученикам Своим: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми
с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего
небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как
делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.
Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда
творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст
тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в
синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться
перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты
же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись
Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
явно. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они
принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся
не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно.
Толкование
К сожалению,
религия и поклонение Богу могут стать поводом для того, чтобы выставлять
себя напоказ, демонстрируя всем и каждому воображаемую святость.
Поэтому, в начале Великого Поста, Иисус призывает нас сделать так, чтобы
наши молитвы и покаяние были видны Богу, а не людям. Бог, видящий то,
что не видят люди, вознаградит тебя в тайне; и эта Четыредесятница может
стать благоприятным временем для того, чтобы укрепить отношения с
Богом, которые, до этих пор, может быть, были слишком поверхностными:
есть все условия для того, чтобы Господь стал действительно всем в твоей
жизни, а не просто объектом твоих молитв, которые ты произносишь
наспех, от случая к случаю, потому что Он всегда слушает с отцовским
сердцем и принимает наши просьбы.