ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 17, 5-10
Так говорит Господь: Проклят
человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и
которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне, и
не увидит, когда придёт доброе, и поселится в местах знойных в степи, на
земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на
Господа, и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево,
посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно,
когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится, и
не перестаёт приносить плод. Лукаво сердце человеческое более всего и
крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и
испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам
дел его.
Толкование
В нашем сердце всегда живет искушение
надеяться исключительно на людей. Передавая это суровое слово Господа,
Иеремия, разумеется, не желает отговаривать нас от взаимного доверия,
которое, напротив, есть воля Божия, если оно направлено на любовь и
добро. Он хочет сказать, что проблема заключается в том, что мы не
понимаем, что люди, какими бы праведными они ни были, являются всего
лишь преходящими творениями, то есть, смертными. Поэтому действительно
абсурдно строить всю свою жизнь, рассчитывая на людей. И воистину блажен
тот, кто уповает только на Господа, ибо он Единственный, Кто никогда не
преходит. А кому решил довериться ты в своей жизни? Если ты избрал
Господа, будь уверен, Он всегда будет рядом, чтобы направлять тебя. Если
же ты решил организовать свою жизнь независимо от Господа и довериться
людям, будь осторожен: рано или поздно ты разочаруешься в своих
ожиданиях.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 16, 19-31
В то время: Иисус
сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и
виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый
нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал
напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали
струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и
богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои,
увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче
Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец
перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем».
Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в
жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И
сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что
хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не
переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца
моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и
они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть
Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме;
но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал
ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых
воскрес, не поверят».
Толкование
Эгоизм этого богача состоит в
том, что он живет своей жизнью в одиночестве, пользуется земными
благами, проводит дни свои в праздности и обильных пирах, равнодушно
взирая на страдания других. Поэтому он не в состоянии видеть бедняка
Лазаря, сидящего у его двери, давая собакам зализывать свои раны. Но еще
более драматичным является то, что этот богач не может понять, что
единственный путь к спасению лежит не через какие-то необычные
проявления Бога: он заключается в смиренном слушании Слова спасения.
Авраам справедливо отмечает, что тому, кто не слушает Слово, не помогут
даже самые великие чудеса. В этот период Великого Поста самое время
понять важность слушания Слова Иисуса: оно может дать нам по-настоящему
узнать спасение и мир, но при условии, что мы слушаем его с открытым
сердцем.