ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 4Цар 5,1-15a
В те дни: Нееман, военачальник царя
Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому
что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный
воин, но прокаженный. Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из
земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. И
сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка,
который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! И пошел Нееман и
передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая
из земли Израильской. И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а
я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять
талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд; и
принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с
письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с
него проказу его. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды
свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает
ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и
смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. Когда услышал
Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то
послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет
ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях
своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И
выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и
обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и
пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя
Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;
разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?
разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в
гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы
что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем
более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". И пошел он и
окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело
его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку
Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал:
вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля.
Толкование
Чтобы
испытать нашу веру, Бог делает прямо противоположное тому, что мы
ожидаем: вместо того, чтобы поразить нас яркими знамениями или чудесами,
Он говорит нам делать самые обычные и простые вещи. Через них Он являет
Свою славу. Итак, что же остается нам? Естественно, наш великий долг –
верить в Его слово, которое является величайшим чудом. Слушать это слово
и верить в него – значит дать Богу наибольшую свободу действий; Он
избирает самые обычные способы, чтобы дать нам возрасти в чистой вере.
Язычник Нееман понял, хотя и с трудом, что Бог не нуждается в том, чтобы
завоевывать наши сердца, заставляя нас изумляться. Он желает видеть нас
верующими в Его слово спасения.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 4,24-30
В то
время [Иисус начал говорить в синагоге]. И сказал: истинно говорю вам:
никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам:
много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три
года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни
к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту
Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и
ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в
синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и
повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы
свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.
Толкование
Для
жителей Назарета не могло быть большей обиды от Иисуса, чем слышать,
как Он приравнял к ним какого-то язычника, который, в итоге, получил от
Бога чудо, которое не было дано даже принадлежавшим к избранному
народу, и воспринимают Его слова, как открытый вызов. При этом они не
понимают, что Иисус, напротив, с горечью говорит им о том, что Его
судьба, к сожалению – быть отвергнутым теми, на глазах у которых Он
родился и вырос. Не совершай ту же ошибку, считая само собой
разумеющимся, что твоя вера крепка только потому, что ты знаешь Иисуса:
неожиданные или непредвиденные события могут заставить тебя осознать тот
факт, что твое сердце тоже неспособно принять Его.