ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Дан 3, 14-20. 91-92. 95
В те дни: Навуходоносор
сказал: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не
служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?
Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры,
цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и
поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в
тот же час брошены будете в печь, раскалённую огнём, и тогда какой Бог
избавит вас от руки моей? И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали
царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш,
Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от
руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно
тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану,
которого ты поставил, не поклонимся. Тогда Навуходоносор исполнился
ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он
повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно
разжигали её. И самым сильным мужам из войска своего приказал связать
Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскалённую огнём.
Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим:
не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали
царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырёх мужей
несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого
подобен сыну Божию. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха,
Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих,
которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали
тела свои, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога
своего!
Толкование
Преданность Богу является истинной, когда
живут ею, не ожидая ничего взамен, будучи уверенными в том, что Бог Сам
знает, в чем мы действительно нуждаемся. Отроки в печи точно выражают
эту истину: неважно, вмешается ли Бог, чтобы спасти их, или этого не
произойдет, они не преклонят колена ни перед каким божеством, даже если
это может спасти им жизнь. А мы смогли бы дать такое свидетельство
верности Богу, любой ценой? Но ведь это именно та цель, которой мы
должны достичь: не желать ни награды ни выгоды, зная только, что дружба с
Богом является величайшим благословением, которое мы можем иметь. Он
же, не дающий никому превзойти Его в щедрости, воздаст нам, как лишь Он
умеет делать.
ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 8, 31-42
В то время:
Сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём,
то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас
свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому
никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им:
истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но
раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын
освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово;
однако ищете убить Меня, потому что слово Моё не вмещается в вас. Я
говорю то, что увидел у Отца Моего; а вы делаете то, что увидели у отца
вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если
бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы. А теперь ищете
убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога:
Авраам того не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему:
мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им:
если бы Бог был Отец Ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога
исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня.
Толкование
Иисус
обращается к уверовавшим в Него и обличает их в маловерии. В основе
этого диалога лежат различные представления о свободе и истине. Для
евреев состояние свободы связано прежде всего с принадлежностью к
избранному народу, то есть, к потомству Авраама. Господь же говорит им,
что для того, чтобы быть по-настоящему свободными, нужно сделать
следующий шаг: пребывать в Его слове. В ответ на это утверждение они с
гордостью говорят, что не нуждаются в том, чтобы кто-то их освобождал,
тем более Он. В отличие от них мы знаем, как важно постоянно просить у
Иисуса благодати, чтобы освободиться от всех тех ловушек и сетей,
которые все еще держат нас в рабстве.