В начале этой Великой Недели все окрашено в светлую скорбь. Час за часом
мы будем проходить последний отрезок жизни Учителя Иисуса. За несколько
дней до Тайной Вечери Иоанн рассказывает нам о том, как Мария из
Вифании – слушавшая Слово и избравшая себе лучшую участь – помазывает
ноги Иисуса драгоценным нардовым миром. Иуда считает ее поступок
чудовищным расточительством. Да, отвечает Иисус Иуде, Мария расточает,
но нищих нужно всегда иметь с собой, а не откупаться от них милостыней. А
сколько капель благоухающего мира можем предложить Господу мы? Что
бесполезного – на взгляд прагматика – можем мы пожертвовать Господу?
Четверть часа адорации, букет цветов маме, час игры со своими детьми? Но
все это бескорыстно, без расчетов, пытаясь лишь подражать Богу,
Который, без каких-либо условий, умирает ради любви к нам.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 42, 1-7
Так
говорит Господь: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный
Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит
народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст
услышать его на улицах. Тростника надломленного не переломит, и льна
курящегося не угасит; будет производить суд по истине. Не ослабеет и не
изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут
уповать острова. Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и
пространство их, распростёрший землю с произведениями её, дающий дыхание
народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и
буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для
народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников
вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.
Толкование
Способность
видеть свет – это действительно огромный дар. Но Бог дает нам еще
больший дар, – внутренний, духовный свет, гораздо более глубокий, чем
свет физический. Этот свет Он дарует нам через Своего Сына, Иисуса.
Пророк Исаия, еще за несколько веков до прихода Мессии, провидел в Нем
Того, Кто откроет глаза слепым и выведет из темницы живущих во мраке.
Очевидно, речь идет о более глубоком мраке, чем тот, что возникает из-за
отсутствия света. Это мрак, в котором мы оказываемся всякий раз, когда
греша, отдаляемся от Бога. Благодарность является самым непосредственным
результатом этой новой способности видеть. Нужно лишь позволить Богу
просветить нас через искупительные страсти Христа.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 12, 1-11
За
шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший,
которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа
служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт
нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла
волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда
один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его,
сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать
нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому
что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев
узнали что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и
Лазаря, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники положили убить
и Лазаря; потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в
Иисуса.
Толкование
Нет ничего более прекрасного, чем
«бесполезно растратить» что-то для Иисуса, не считая, или оценивая,
сколько мы потратили для Него. Эгоизм, корысть и предательство хотели бы
установить цену на то, что невозможно купить или продать: на дружбу.
Есть люди, которые обладают большим достоинством: они знают, что в жизни
нет ничего обременительного или трудного, когда это делается из любви к
Богу. Чтобы ответить той же мерой на бескорыстную любовь Бога, нужно
забыть о себе и своем эгоизме. Когда мы войдем в эту динамику
благодарности и дара, особенно по отношению к Богу, то поймем смысл
того, что сделала Мария из Вифании, и сможем выразить свою любовь к
Учителю такими же поступками.