Симпозиум «Литургия и пастырство» прошел 9-10 марта в здании курии архиепархии Божией Матери в Москве. Работа симпозиума началась после мессы 9 марта с доклада президента Папской богословской академии, профессора литургического пастырства о. Манлио Соди «О литургии как общинном священнопраздновании». На открытии мероприятия присутствовал глава архиепархии Божией Матери архиепископ Паоло Пецци; в его работе приняли участие священники, монашествующие, миряне. Доклад был условно разделен на шесть разделов. Говоря о литургическом богослужении, докладчик обратил внимание, как в каждой культуре празднуются основные моменты жизни. Такую схему можно увидеть в любом литургическом богослужении. Далее он коснулся таких моментов, как: библейские основания христианского священнодействия (кн. Исход, 19-20, 24); священнопразднование как «актуализация Пасхи Христовой» - во времени («литургический год»), в жизни (таинства), в культуре (народное благочестие, благословения); значение и роль литургической книги (Миссала). «Литургический год - это репрезентация спасения, и проживая его, следуем по пути отождествления себя с Христом», - подчеркнул о. Манлио. Далее он коснулся христианского священнопразднования в истории, подчеркнув, что мы «живем в рамках великой традиции». Когда Евангелие встретилось с культурами, появились различные обряды. «Множество обрядов свидетельствует о том, что литургия живая и должна быть выражением жизни», - отметил докладчик. Он сделал краткий обзор появления различных обрядов в истории Церкви, а также реформ (Лев Великий, Григорий Великий, Средневековье, Григорий VII, Иннокентий III, тридентская реформа, Бенедикт XIV и т.д.). Литургическая реформа была завершена на II Ватиканском соборе, однако «работа по литургическому обновлению бесконечна», отметил докладчик. Говоря о задаче пастырства и катехизации, он обратил внимание на «контекст диалога с православной традицией», в котором живут российские католики. Он подчеркнул «силу катехизации» православных икон, в которой он сам лично убедился, посетив Музеи Московского Кремля. «Мы не призваны к тому, чтобы копировать иконы, а призваны научиться ценить духовное богатство икон», - сказал он. Отдельная часть доклада была посвящена евхаристическому священнопразднованию (celebrazione). Священнодействие делает реальным присутствие Христа. Делает реальным «здесь и сейчас прошлое событие», и это происходит через Св. Духа. Докладчик отметил основные элементы священнодействия: слово Божие, евхологию, обрядовость. Важную роль играет пение. «Необходимо, насколько возможно, петь литургию - чтобы жить литургией», - считает о. Манлио. В заключительной части, посвященной духовности и мистике, он подчеркнул, что надо стремиться к тому, чтобы «каждый день жизни становился вечной Пасхой». По окончании доклада состоялся круглый стол, посвященный литургической ситуации в приходах. «Литургия в наших общинах. Взгляд не из пресвитерия» - с таким докладом выступил Петр Сахаров, преподаватель литургики в Институте св. Фомы Аквинского, член Литургической комиссии архиепархии Божией Матери. Богослужение выглядит иначе «отсюда и оттуда», воспринимается иначе и производит другое впечатление. Он предложил представителям духовенства воспринять его слова как «дружескую, конструктивную критику». «Иногда кажется - идем в одной процессии, но если отойти - все выглядит по-другому», - сказал выступавший. В частности, отметил он, «когда должны выражать празднование - кажется, как будто кого-то хоронят». Он также подчеркнул, что пастырская и эстетическая сторона богослужения оставляют желать лучшего. Одним из главных «врагов богослужения» Петр Сахаров считает микрофон, хотя «технические достижения в целом помогают». Когда в храме установили микрофоны и вывели их на улицу, они стали «озвучивать часть Малой Грузинской». «Если хотите, чтобы люди сюда не вошли, можно оставить так», - считает выступавший. Но это, по его мнению, «не привлекает эстетически». Говоря о назидательной роли богослужения, о центре евхаристии - благодарении, он задал вопрос: «Почему нельзя сделать так, чтобы в это время не собирать деньги?..». Петр Сахаров призвал найти способы избежать этого, чтобы во время освящения Даров никто не отвлекался. В противном случае, убежден он, верующие не будут понимать центральные события богослужения. Путем к «преодолению рутины», по его мнению, является создание «литургических групп». Священник из Красноярска о. Антоний Бадура выразил несогласие с Петром Сахаровым, заявив, что «громкоговорителей должно быть больше, и они должны быть хорошие». В своем выступлении он обозначил такую важную проблему, как литургическая лексика русского языка. Прежде католические общины были национальные - немецкие, украинские. Начиная с 90-х годов, католическое богослужение на русском языке формируется под влиянием православной традиции, но не всегда это было удачно. В целом процесс формирования терминологии идет вот уже 30 лет, и сейчас наступил его самый сложный период - «войти в дух того, что эти термины несут». «Поколение бабушек, которые молятся на немецком, уходит», - подытожил он, отметив при этом, что «мы живем среди наших диаспор». В заключительной части круглого стола состоялась дискуссия. 10 марта симпозиум «Литургия и пастырство» продолжил работу; в его рамках состоялся круглый стол с участием о. Манлио Содди и о. Евгения Гейнрихса, на котором обсуждались вопросы катехизации и литургического пастырства.
|