Презентация, главной идеей которой было рассмотреть мысли св. Фомы в
контексте отношений между православным и католическим богословием,
состоялась 27 января. В открытом обсуждении приняли участие кандидат
философских наук Андрей Баумейстер, доктор философских наук Виктор
Котусенко, кандидат философских наук Юрий Черноморец, а также
представитель Киевской духовной академии и семинарии игумен Сильвестр
(Стойчев).
Само произведение (представлено на украинском языке в проекте
перевода учебников) адресовано не только теологам, но и «озабоченным
[повседневными делами] (propter occupatos)», поскольку вместило все
послание о спасении человека в коротком резюме. Для Фомы тематика
«короткого слова» сводится к примату любви; поэтому Аквинат резюмирует
Христову заповедь: весь закон Христа заключается в милосердной любви
[charité].
«Издание первого украинского перевода богословских трудов Фомы –
значительное событие в культурной жизни не только украинского
христианства, но и всей украинской культуры, – отмечает шеф-редактор Богословского портала Юрий
Черноморец. – В 1990-х был перевод некоторых философских трудов Фомы,
но его большая богословская работа издается впервые. Это очередной
признак богословского возрождения в Украине, новое свидетельство того,
что теология возможна и необходима в том диалоге наук, которым является
современный университет».
Справка РИСУ: Труды Фомы Аквинского были
сердцевиной католической традиции на протяжении нескольких столетий,
хотя не всегда учителя Церкви воспринимали его без сопротивления. Об
этом свидетельствуют и контроверзы XIII в. (еще при жизни Фомы и после
его смерти), и довольно радикальное отвержение его работ многими
богословами ХХ в. Вопрос об актуальности мысли св. Фомы Аквинского
касается не только католической, но и православной теологии. Для
доминантного направления православной традиции Фома Аквинский был
примером католической мысли par excellence, а потому немало упреков
против католической теологии сфокусировались на критике трудов Фомы.
Одновременно – как в XIV-XV веках, так и теперь – не хватает
православных мыслителей, которые, даже если не до конца готовы принять
подход Аквината, то находят в нем немало ценных элементов, интересных и
полезных для православной богословской рефлексии. Встает вопрос о том,
насколько его работы могут быть полезными для развития теологического
диалога между Православной и Католической Церквами.
http://risu.org.ua