В Киеве патриарх из Москвы - государственный гость. Кирилл зачастил в
Украину, сколь президентом стал один из его прихожан. Между тем
межконфессиональный диалог - под угрозой, о чем ярко свидетельствует
ситуация в Крыму.
Украина исторически является многоконфессиональной страной, в которой
веками рядом жили христиане разных обрядов - православные, греко-и
римо-католики, протестанты. Президенты независимой Украины - и Кравчук, и
Кучма, и Ющенко - открыто не оказывали политическую поддержку ни одной
из конфессий. Ситуация кардинально изменилась с приходом к власти
Виктора Януковича, отметила в разговоре с Deutsche Welle социолог
Людмила Шангина.
Курс Януковича на сближение с Россией предусматривает, в частности, и
заимствования определенных моделей политического поведения Москвы,
убеждена эксперт Центра Разумкова. Шангина напоминает, что в России
государство признает превосходство Русской православной церкви над
другими церквами, имеет с ней тесные связи и предоставляет ей
определенные преференции. По словам эксперта, так же и президент
Янукович выступает за закрепление доминирующей роли Украинской церкви
Московского патриархата в тех регионах, где сильны пророссийские
настроения. Такая политика полностью соответствует предложенной
Патриархом РПЦ Кириллом концепции «русского мира» - геополитической
доктрине создания «единого цивилизационного (православного)
пространства», ядром которого должны быть Россия, Украина и Беларусь и
имеющий противостоять «западной цивилизации». Ярким свидетельством того,
как на практике реализуется исповедуемая Кириллом концепция является
ситуация в Крыму. Там, по мнению соратников Януковича, полноправной
является лишь православная церковь московского патриархата.
Кинотеатр вместо храма
Католики Севастополя уже десять лет борются возвращения костела
священномученика Климента Римского, преобразованного в советское время
на кинотеатр «Дружба». Впрочем, все напрасно. На днях депутаты
Севастопольского горсовета, в котором доминируют именно представители
Партии регионов и других пророссийских сил, вновь отказались возвращать
римско-католической общине церковь, которой осенью исполняется 100 лет.
Костел был построен в 1911 году на средства местных католиков. В 1936
году коммунисты его закрыли и расстреляли его настоятеля Матфея
Гудайтиса. Во время Второй мировой войны здание было повреждено
бомбардировками, а в 1958 году храм перестроили под кинотеатр.
Несмотря на то, что украинское законодательство прямо предусматривает
возвращение церкви религиозному обществу, председатель Севастопольского
горсовета Юрий Дойников заявляет о необходимости проведения по этому
вопросу общественных слушаний и референдума. Хотя, например, такие
условия не выдвигались, когда ранее депутаты принимали решение о
возвращении бывших православных храмов Украинской православной церкви
Московского патриархата. Категорически против передачи костела на
основании того, что здание является коммунальной собственностью,
выступает и депутат горсовета, лидер партии «Русском блок» Геннадий
Басов. Он предлагает католикам построить храм в другом месте.
«Католическая Церковь - вовсе не бедная структура и поэтому, если она
захочет построить костел в Севастополе, должна пройти в соответствии с
законом все процедуры получения земельного участка и там строить свое
здание», - заявил он.
Схожую позицию высказал и благочинный севастопольского округа УПЦ
Московского патриархата, протоиерей Сергий Халюта. "Передача церковного
имущества должна осуществляться пропорционально количеству верующих,
исповедующих ту или иную религию ... На сегодня количество православных в
Севастополе значительно превышает количество католиков ", - сказал он,
комментируя ситуацию вокруг костела. Благочинный призвал католическую
общину брать пример с православных, которые строят новые храмы в городе,
однако при этом не уточнил сколько севастопольских храмов горсовет уже
передала УПЦ МП.
«Или вы - московская церковь, или идите отсюда»
Как сообщил Deutsche Welle настоятель римско-католической общины
Севастополя отец Юрий Зиминский, католики продолжат борьбу за храм. «Мы
поставили информационную палатку возле храма и просто информируем
жителей Севастополя, чтобы они знали, что кинотеатр« Дружба »является
католическим храмом. Ведь большинство горожан даже не имеют об этом
представления », - отметил отец Юрий. Он также сообщил, что кинотеатр
«Дружба» не работает с декабря 2008 года и лишь год назад верующим
наконец удалось добиться того, чтобы с алтарной части храма убрали
общественный туалет. Между тем богослужения проходят в переоборудованной
квартире. Как считает отец Юрий Зиминский, такая позиция местных
властей свидетельствует об определенном давлении на нее со стороны
духовенства УПЦ (Московского патриархата), что не желает видеть в городе
своих «конкурентов».
Похожие проблемы в отношениях с местными властями в Крыму и
Севастополе должны и верующие Украинской православной церкви Киевского
патриархата и Украинская греко-католической церкви, сказал в интервью
Deutsche Welle епископ Симферопольский i Крымский Климент (Кущ),
управляющим Крымской епархией УПЦ КП. «Причина этого заключается в том,
что на всех уровнях власти четко нам заявляют, что есть одна церковь -
Московского патриархата, остальных церквей - не существует. Несмотря на
то, что мы имеем государственную регистрацию, такую же как и остальные
церквей, несмотря на то, что Конституция гарантирует равные права всем
конфессиям, здесь четко отображается: либо вы с Московским патриархатом,
или вас не будет », - говорит он .
По словам епископа, на сегодня в Крыму зарегистрировано 50 общин УПЦ
КП, но реально действует 17 приходов. Главная проблема - отсутствие
храмов и нежелание властей выделять для них землю. Все имущество,
которое имеет крымская епархия в Крыму приобретены на собственные
средства, за исключением главного помещения в Симферополе, где
расположен, кафедральный собор. Это здание клуба бывшего военного
училища, сданного в аренду крымской епархии на 50 лет.
Земельные участки дают не всем
Епархия подготовила документы на выделение земельного участка под
строительство храма в Симферополе, но уже в течение четырех сессий
депутаты симферопольского горсовета категорически отказываются
рассматривать этот вопрос. И это при том, что Московскому патриархату в
Симферополе передано 30 земельных участков без всяких согласований,
говорит Владыка Климент. «В Крыму идет идеологический, политический и
любое давление на верующих Киевского патриархата. Например, сейчас мы
получили письмо от руководства Ленинского района, где нам четко было
сказано - есть церковь Московского патриархата, а другая конфессия нам
не надо. Такое происходит и в Черноморском, и в Сакском районах, где нам
отказали в выделении земли. То есть в Крыму с точки зрения местных
властей места ни для Киевского патриархата, ни для его верующих нет -
вопреки всем законам », - возмущается священник.
Риски межконфессиональных противостояний
Социолог Людмила Шангина отмечает, что в данном случае местные власти
лишь подражает центральную власть и поведение первых лиц государства.
«Продолжение практики выделения властями одной церкви в противовес
другим таит в себе риски обострения межконфессиональных и,
соответственно, межрегиональных противостояний», - предупреждает
социолог.
Валентин Карайван
Dw-world.de
Источник: Релiгiя в Украiнi
Католический Крым