...Чистейшая храмовая акустика, отдохновение и отрешенность в
полумраке неоготических сводов, исключительные в своем мастерстве
западные музыканты (из Эстонии, Ватикана, Австрии), — это и есть умный,
элегантный и тонкий фестиваль «Европейское Рождество», который пройдет, в
основном, в католическом соборе на Малой Грузинской, а также в зале им.
Чайковского и галерее «М'АРС». О самых интересных мгновениях праздника —
в рассказе куратора Андрея Тарасова.
Чтобы избежать путаницы — раньше фестиваль звался по географии
участников: Итальянское, Французское или Испанское Рождество в Москве.
Нынче же гостей столько, что уже не до локализации. Обычные светские
фестивали страдают тремя проблемами: одними и теми же солистами то в
профиль, то в фас, одной и той же музыкой, играемой под разными соусами,
ну и главное — отсутствием своей особой атмосферы, которую просто так
не родишь. У фестиваля на Малой Грузинской все три составляющих — в
переизбытке.
Только зайдите в Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии:
простор, легкая прохлада, отсутствие как визуальных, так и слуховых
раздражителей, неплохое звучание духового швейцарского органа «Кун»
середины XX века... здесь нет дурновкусия по факту. А затевающийся
фестиваль отличается каким-то особым энтузиазмом участников,
изысканностью их программ, без — простите — крена в какую-то одну,
допустим, религиозную, плоскость.
Но прежде — о выставке. Арт-группа «Мастерская на горе» привезла из
Папской обсерватории в Ватикане... нет, не снимки Вифлеемской звезды,
конечно же, но уникальные фото и видеоинсталляции (около 70 работ)
многочисленных небесных тел под названием «Звездное пространство: Big
Picture». «Наш концепт такой, — говорит автор проекта Янез Север, —
звезды всегда вели за собой человека, и не надо никогда забывать, что у
каждого есть своя звезда...». При Ватикане не только обсерватория —
почитай, чуть не целая академия со своим Научным советом (куда входят
кардиналы, известные профессора). Наряду с выставкой — в «М'АРС» пройдут
круглые столы (особый гость — директор Ватиканской обсерватории о. Хосе
Фунес), ну и, разумеется, концерты как русской, так и итальянской
духовной музыки.
Сам же фестиваль откроется с Рождественской Оратории Баха, а
продолжится уникальной российской премьерой мистерии Владимира Мартынова
«Игры ангелов и людей» — как сказано, современное прочтение старинного
богородичного напева в диалоге восточной и западной традиций:
— Концерт крайне любопытный, — рассказывает куратор Андрей Тарасов, —
продолжается примерно полтора часа; и в действе принимают участие много
(!) хоров (Московская капелла мальчиков, хор театра «Школа
драматического искусства», Камерный хор гнесинского училища и «Академия
старинной музыки» Татьяны Гринденко — супруги Мартынова, — Я.С.). Все
эти хоры будут между собой как бы перепеваться, общаться — один
начинает, другой подхватывает, красота необыкновенная!
30-го декабря — традиционный Большой Рождественский гала-концерт на
тридцать с лишним участников (в программе — темы Шуберта, Шопена,
Элгара, Кларка etc. для голоса, органа, клавесина, гобоя, флейты и
арфы).
— А 3 января к нам (точнее, в филармонию) приедет замечательный
венский оркестр Morphing Vienna Chamber Orchestra (с худруком и
дирижером Томасом Вабницом), интересный тем, что сам по себе состоит из
музыкантов из 15 стран. К ним присоединятся солисты Венской оперы — как
певцы, так и балетные пары, чтобы представить российскую премьеру
«Венского бала»: очаровательный танец под музыку Штрауса...
Далее — с григорианскими песнопениями выступит эстонский ансамбль Vox
Clamantis, — один раз уже приезжал и всем безумно понравился
(руководитель ансамбля тщательно изучает хорал, регулярно бывая в
монастырях); пикантности придает и то, что голос идет в сопровождении
органа (за пультом — Ааре Пауль Латтик).
— От возвышенного органа форум перейдет к чувственному джазу: 6-го в
Москву приедет легендарная босоногая органистка из Франции Рода Скотт
(между прочим, старшая дочь странствующего проповедника). Удивительный
мастер. Закончила Manhattan School в Нью-Йорке, затем училась у Нади
Буланже. Память исключительная — знает более тысячи произведения,
работая как в классической, так и в блюзовой стилистике.
Ну и под занавес услышим Музыку Папских базилик: Андрей Тарасов
объясняет, что Латеранскую базилику в Риме называют Матерью всех
церквей, раньше там был престол Папы. Оттуда приезжает первый органист
Джандоменико Пьермарини, чтобы представить музыку итальянских
композиторов, играемую обычно для Пап.
Наконец, 8-го за пульт Московского симфонического оркестра встанет
Артуро Саккетти на уже третьей российской премьере — оратории Лоренцо
Перози «Рождество спасителя». С трудом нашли партитуру, пригласив именно
Саккетти — специалиста по творчеству Перози, исполнившего и записавшего
его произведения. Сам Перози мечтал побывать в России, даже учил
русский язык, но увы — в те времена это было проблематично. Поэтому
Артуро Саккетти, узнав, что его зовут дирижировать закрытием фестиваля,
воскликнул: «Я считаю своим долгом перед маэстро Перози исполнить его
ораторию!».
Ян Смирницкий
http://www.blagovest-info.ru