Числ 21,4b-9 или Флп 2,6-11
Пс 78
Ин 3,13-17Змей
в Библии всегда имеет не только прямое, а также символическое значение.
Ведь он ядовит не только в буквальном смысле, а также символизирует яд
недоверия Богу, который в самом начале человечества змей влил в Адама и в
жену его, чтобы они были непослушными Богу и согрешили. Также змей был
символом фараона, царя египетского, который не принял волю Божию,
сказанную ему Моисеем, а больше полагался на свою собственную власть.
А
когда израильтяне в пустыне сопротивлялись Моисею, то они поступали в
том же духе. Они не были готовы поверить, что Бог их ведет хорошим
путем. Поэтому они предпочитали быть под властью фараона, который им не
дает свободы и не уважает их, а зато хорошо кормит. Но таким образом они
умирали духовной смертью, соглашаясь выпить яд неверия. Это видно,
когда змеи их кусали и убивали.
Александр Исаевич Солженицын
пишет о том, что при Сталине многие таким же образом духовно погибали,
потому что они больше верили партии и Сталину, чем гласу Бога,
говорящего внутри них через совесть. Он приводит пример одной девочки,
которая пишет маме в лагерь, что она не вступит в Комсомол, если мама не
виновна и партия ее посадила просто так. А мама ей отвечает, чтобы
дочь отреклась от собственной мамы и поступила, ведь она виновата (хотя
это было просто ложью). Она дочке желала больше карьеры под крыльями
партии, чем чистоты совести, познания правды и настоящей семейной любви.
Это, конечно, крайний пример. А приблизительно, то же самое происходит,
когда мы предпочитаем удобную жизнь верности Богу и совести или когда
мы боимся отдать самих себя и свою жизнь в руки Божии.
То же самое происходило, когда убивали Иисуса: большинство фарисеев не
были готовы послушать глас Бога во Иисусе, а полагались на свои
привычки. Поэтому эти люди боялись Иисуса. Первосвященникам Иисус не был
нужен, потому что они предпочитали жить спокойно и удобно, нежели
уповать на Спасителя, посланного Богом. А Римляне больше всего думали о
власти, поэтому Пилат не был готов оказать Иисусу справедливость. Вот
почему люди хотели погубить Иисуса. Словом, кто смотрит на Него,
Распятого, видит все то, что Его убивает, а вместе с Ним -- все
человечество: яд недоверия Богу, властолюбия, эгоизма. Человек, который
сейчас смотрит на крест, на распятие, так же, как израильтяне, которые
смотрели на медный образ змея в пустыне, может увидеть и понять, что мы
все часто соглашаемся со смертоносным ядом греха.
Но это только
первый шаг. Ведь еще при Моисее, а тем более в Иисусе Христе, Бог дает
людям возможность не только понять суть греха, а также спастись. Как это
возможно? Через покаяние. Когда мы смотрим на Иисуса Христа распятого,
мы понимаем власть греха. А еще больше понимаем власть любви, верности и
доверия Богу, которые Он даже до смерти предпочитал всем искушениям
власти, эгоизма и т.д. и с помощью которых Он преодолел страх в Своей
душе и ненависть врагов. Кто сморит на Него и принимает Его, в первую
очередь в таинствах крещения и покаяния, а также в каждой молитве, тот
соглашается с Его любовью и верностью, которые приносят жизнь, и
отрекается от смертоносного яда зла.
Поэтому Святой Игнатий
Лойола несколько раз в течение Духовных упражнений приглашает молящегося
понять власть зла и греха вокруг себя и в самом себе, чтобы человек от
нее избавился и искал своего Спасителя, у Которого есть жизнь, да еще
больше: Который Сам является жизнью - Иисуса Христа. А особенно в
течение первых дней Духовных упражнений, в то время, когда человек
старается понять свои грехи, Игнатий ему предлагает представить перед
собой Распятого (не деревянное или серебряное распятие, а Распятого!) и
беседовать с Ним о Его бесконечной любви, о том, "каким образом Он,
будучи Творцом, умалился до того, что стал человеком и из жизни вечной
сошел ко временной смерти, к такой гибели ради моих грехов". И дальше,
на втором шагу, Игнатий предлагает молящемуся беседовать с Распятым о
том: "Что я сделал для Христа? Что делаю для Него сейчас? Что еще должен
сделать для Него?" (Духовные упражнения, № 53). По моему опыту, очень
стоит, чтобы человек, который старается понять свои грехи, не на этом
первом шагу остановился, а именно продолжал, молясь Иисусу Христу
Распятому примерно этаким Игнацианским образом. Ведь воздвижение Креста,
взгляд на распятого Спасителя, как взгляд на змея в пустыне при Моисее,
дает нам не только понять, что такое смерть и грех, а в конце концов
соединиться с их же Победителем и таким образом, вместе с Ним,
преодолеть их.
Автор: о. Штефан Липке SJ