Большинство католических общин Израиля, Палестины, Иордании и Кипра в
этом году будут праздновать Пасху не по западной (григорианской), а по
восточной (александрийской) пасхалии, сообщает Благовест-Инфо.
Если
вся остальная Католическая Церковь латинского обряда уже вошла в дни
Страстной недели, то в Святой Земле Великие дни начнутся 29 апреля –
тогда же, когда у православных и части католиков восточного обряда.
Решение
об унификации даты Пасхи было принято 15 октября прошлого года на
ассамблее католических епископов-ординариев Святой Земли. В текущем году
отмечать главный христианский праздник по александрийской пасхалии
будут ad experimentum все католики региона кроме тех, кто живет в
Иерусалиме и Вифлееме – они пока что сохранят григорианское счисление.
Это объясняется, с одной стороны, системой «статус кво», регулирующей
сосуществование различных конфессий в святых местах, а с другой –
притоком католических паломников, которые хотели бы встретить Пасху в
Иерусалиме в тот же день, что праздновали бы у себя на родине. Право
использовать григорианскую пасхалию также получила община иностранных
работников в Тель-Авиве. Как объяснил викарий латинского патриарха
Иерусалимского епископ Вильям Шомали, это даст им возможность
воспользоваться выходными днями в связи с иудейской Пасхой.
Прошлогоднее
решение ассамблеи епископов предполагает, что в течение двух лет на
александрийскую пасхалию перейдут все католические общины латинского
обряда в Святой Земле. Окончательное решение по данному вопросу будет
принято в 2015 году Ватиканом.
На данный момент сдержанное отношение к реформе выразил ряд маронитских епископов.
Однако,
по словам епископа Шомали, переход на единую пасхалию является
важнейшим шагом в плане экуменических отношений и общего свидетельства
христиан. «Раньше представители разных конфессий из одного и того же
села, жили каждый своей собственной церковной жизнью, -- заявил
патриарший викарий. – Теперь они будут в одни и те же дни вспоминать
Страсти Христовы и день Его славного Воскресения. И это станет подлинным
свидетельством нашего единства перед лицом наших соседей-нехристиан».
До
XVI века западные и восточные христиане вычисляли дату Пасху в
соответствии с общей, александрийской пасхалией. В ходе календарной
реформы Папы Григория XIII в 1682-83 гг. были изменены даты как
непереходящих праздников, так и Пасхи. Латинская Церковь приняла реформу
сразу. Протестантские общины сначала выразили решительное несогласие с
ней, но позже перешли на григорианский календарь. Православные Церкви
держались «старого стиля» до ХХ века, когда часть из них, перешла на так
называемый «новоюлианский» календарь, а часть – сохранила старый
юлианский. При этом все поместные Церкви кроме автономной Финляндской
празднуют Пасху по александрийской пасхалии. Что касается Католических
Церквей восточного обряда, то часть их перешла на григорианскую
пасхалию, а часть – сохранила александрийскую.