Культ святых всегда оставался постоянной составляющей жизни Церкви.
Первичным и наиболее адекватным его источником было совершение
«воспоминания Вечери Господней» – исполнение заповеди, данной Церкви.
Культ святых есть ничто иное, как один из аспектов Пасхальной тайны.
Святые являются «местом» встречи спасающего деяния Бога во Христе с
человеческой любовью и свободой. Через своих святых Церковь мистически
участвует в этом деянии. Разные категории святых, различные их «чины»:
мученики, исповедники, девы, пастыри, преподобные, Учителя Церкви
по-своему восполняют дело Христа в истории. Они являются Его
аутентичными свидетелями и конкретным историческим проявлением.
Культ святых нельзя воспринимать, как некую «посредническую
инстанцию» или как «ступени», по которым можно взойти к Богу. Бог
сотворил мир с целью его «обожения», Он Сам непосредственно наполняет и
исполняет Собою всё. Вместе с тем, в святых Бог действует особенным
образом, полнее открывает Себя в их жизни.
С другой стороны, целью деяний человека, в конечном счете, является
стремление найти себя, как и весь свой мир, в Боге. Святые – это люди,
которые сознательно и самоотверженно продвигались по направлению к
этой цели. Поэтому в культе святых мы «касаемся Бога» и чтим Самого
Бога. Можно утверждать, что единственным содержанием литургического
года является целебрация таинства Спасения во Христе, а его
неотъемлемый аспект составляет культ святых, в которых мистическое
Тело Христа («Христос сегодня») имеет свое выражение и свою реализацию
в Святом Духе в условиях конкретной реальности. «Месяцеслов», таким
образом, становится манифестацией времени и истории, которые являются
существенными элементами процесса Спасения во Христе, «этапами» и
«поворотными моментами» этого процесса.
Святые, однако, не только «украшают» историю Церкви, но и
принадлежат к ее сущности. Без святых Церковь не была бы собой.
Благодаря святым, Церковь становится «светом миру» и «знамением для
народов». Все эти мотивы очень отчетливо выражены в префациях
латинского Миссала, посвященных святым. В свою очередь, Догматическая
Конституция о Церкви II Ватиканского Собора (КЦ 50 и 53) приводит
следующие основания для почитания святых:
1. В святых Бог являет людям Свое присутствие и Лик.
2. В них Он обращается к нам и свидетельствует о Своем Царстве.
3. Святые, пребывающие с Господом, пробуждают в нас эсхатологическую надежду и побуждают нас искать Града Божия.
4. Они показывают нам путь единения с Богом в конкретных ситуациях нашей жизни.
5. Святые являются свидетелями Царства Божия и правды Евангелия.
6. Почитание святых служит укреплению единства Церкви в практике братской любви.
Культ святых по своей природе восходит ко Христу, Который является
«венцом святости», а через Него – к Богу-Отцу, «дивному в святых
Своих».
Культ святых может быть выражен в трех понятиях: veneratio – «честь», imitatio – «подражание», invocatio – «призывание», что связано с intercessio
– «заступничеством». Все эти три элемента неразрывно связаны между
собой и взаимно друг друга обуславливают. Сохранение равновесия между
ними гарантирует аутентичность культа.
Первыми почитаемыми в Церкви святыми были мученики. Ключевым при этом было понятие dies natalis (natale)
– «день рождения». В языческой античности этот день был днем
физического рождения. В годовщину рождения народного героя или
известного человека проходили публичные торжества. В христианстве же dies natalis был днем кончины мученика, днем его «рождения для неба», его пасхального перехода по образу Христову.
Согласно языческим обычаям, родные и друзья покойного собирались в
день его рождения на кладбище, чтобы предложить пищу и питие теням (манам) усопших и разделить с ними поминальную трапезу – refrigerium.
Христиане восприняли кое-какие элементы этих обычаев, отказавшись
однако от всего, что было в них несовместимым с верой в Воскресение.
Траурные обряды и ритуальные рыдания были заменены пением псалмов,
исполненных надежды Воскресения. Не отказываясь от refrigerium, христиане совершали на кладбищах Евхаристию в годовщину истинного рождения мученика – в день его славной смерти. Тем самым, dies natalis оказался связанным с поминовением – memoria
в античном значении этого слова, что подразумевало духовное присутствие
святого в собрании «своих» ради обмена с ними дарами Божией любви.
Именно в таком духе нам следует совершать и поминовение всех усопших
верных (2 ноября, День всех усопших верных).
После окончания гонений возникла идея мученичества без крови –
аскезы, высшей формой которой считалась посвященная Богу девственная
жизнь. Отцы Церкви ставили в один ряд мучеников и девиц, поскольку, по
их мнению, они наиболее полным образом принадлежали Богу и Христу (св.
Киприан). Таким образом в церковном календаре, наряду с мучениками,
появились также имена святых монахов («преподобных») и дев. Первыми
церковными календарями, содержащими имена святых, были Римский
«Хронограф» Фурия Дионисия Филокалиса от 354 г. и «Никомедийский
Календарь» от 363 г. (сохранился в сирийской версии от 411 г.).
На основании календарей составлялись Мартирологи
(первоначально на Востоке) – каталоги имен святых в последовательном
(день за днем) порядке. Все Поместные Церкви имели свои Мартирологи.
Имена местных святых помещались на диптихах – специальных
таблицах, выставлявшихся в храме. К ним могли быть присоединены имена
святых, почитаемых в иных Церквах. На основании поместных Мартирологов
со временем стали составляться календари для Вселенской Церкви (Синаксарь). На Востоке такие попытки делались еще ранее 400 г.
Развитию культа святых весьма способствовало и почитание мощей (как и
позднейшие акции по их перенесению). Согласно свидетельству св.
Амвросия, «мощи» – это частицы тела святого, сберегаемые на день
Воскресения мертвых. Им приписывалась чудодейственная сила, поскольку
они содержали мощь благодати, действовавшей посредством этого человека
(ср. 4 Цар 13,21; Мф 9,20; Деян 5,15;19,12).
Книга Откровения (Откр 6,9) говорит о душах убиенных христиан,
находящихся под небесным алтарем. Возможно, подобные представления
обусловили практику вкладывания частиц мощей в специальную нишу (менсу)
алтаря. Каждая Поместная Церковь, каждая община, каждый храм
стремились приобрести реликвии святых, без которых теперь стало
невозможным даже освящение храма.
Начиная с раннего Средневековья, заметную роль в благочестии верных
стала играть агиографическая литература – «Жития святых». У истоков
этого жанра находятся Акты мучеников (древнейшие – описание мученичества в Лионе от 177 г. и мученичества св. Поликарпа от 156 г.), которые позже развились в Легенды
(в первичном значении этого слова – «дела, о которых следует
прочитать»). Читались также произведения, принадлежащие перу тех или
иных святых (особенно во время паломничеств, паломниками же они и
распространялись).
Апогей культа святых приходится на Средние века, чему способствовали
крайне суровые условия жизни, войны, эпидемии и стихийные бедствия.
Людям были нужны защитники, в то время как Бога представляли очень
далеким, суровым и неумолимым Владыкой. Те или иные святые
провозглашались покровителями городов, ремесел, занятий. Отдельным
святым даже приписывались конкретные «специальности».
Почитание святых в Церкви было несвободно от кризисов. Первый из них
возник на почве иконоборческого движения (Византия, VIII век): наряду с
поклонением изображениям, правомочность «поклонения святым», т.е.
твари вместо Творца, также была поставлена под сомнение. Ответом Церкви
на подобные упреки стали постановления II Никейского Собора (VII
Вселенского Собора: 787 г., VII сессия), в которых было проведено
различие между абсолютным культом поклонения, приличествующим одному
лишь Богу (греч. латрейя) и относительным и подчиненным культом почитания, который может быть допущен по отношению к святым (греч. дулиа).
Следующий кризис был связан с явлением Реформации. Отрицание культа
святых со стороны ведущих реформаторов было связано со средневековыми
злоупотреблениями в данной области. Тридентский Собор на своем 25
заседании в декабре 1563 г. занялся этими проблемами. Его решения по
существу воспроизвели позицию II Никейского Собора.
Почитание святых обычно начиналось «снизу», в народном благочестии,
однако требовалось также подтверждение со стороны епископа. Синод в
Карфагене 398 г. предписывает разумную осторожность в этих вопросах. На
Западе, начиная с X-XI веков, епископы все чаще обращались к Папе,
интересуясь его мнением относительно почитания того или иного святого.
Первая официальная канонизация по просьбе епископов была совершена
Папой Иоанном XV в 993 г. (епископ Ульрих Аугсбургский). Папа Александр
III издал в 1171 г. Декрет, предписывающий обращение к авторитету
Святого Престола для введения культа какой-либо особы, а Иннокентий III
(1198-1216 гг.) окончательно зарезервировал право «провозглашения
святым» за Апостольской Столицей.
Тридентский Собор поручил дело канонизации будущих святых
образованной по его же постановлению (в 1588 г.) Конгрегации Обрядов. В
1634 г. была введена первая ступень канонизации – беатификация,
т.е. причисление к лику «блаженных». При этом, если канонизация
(причисление к лику «святых») подтверждает, что данная личность
достигла вечного блаженства и ей приличествует культ во всей Церкви, то
беатификация разрешает ее почитание на определенной территории, в
рамках определенного ордена и т.д.
Реформа календаря 1969 г. упорядочила культ святых и установила
степени их почитания: торжество, праздник, обязательное поминовение,
поминовение по желанию (факультативное).
С давних времен в Церкви существует празднование, посвященное «всем
святым». «Никомедийский каледарь» помещает праздник Всех Святых на
пятницу в октаве Пасхи. Св. Ефрем Сирин вспоминает о праздновании дня
Всех Мучеников 13 мая, а св. Иоанн Златоуст свидетельствует о торжестве
в честь Всех Святых в первое воскресенье по Пятидесятнице. Этой
последней даты Православная Церковь придерживается до сих пор.
Принятый в латинском обряде обычай отмечать День Всех Святых 1 ноября возник
в Англии в VIII веке, очевидно – как противовес существовавшей у
кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день «Хэллуин» («день
духов», «день мертвых»). С XV века этот праздник получил октаву, а еще
раньше – Навечерие, упраздненные в 1955 г. Однако же и в современном
календаре за Днем Всех Святых следует День Поминовения всех усопших верных (2 ноября).
Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято
служить заупокойные Мессы, а верные приглашаются к особенно усиленной
молитве за дорогих их сердцу умерших.
Литургические молитвы Дня Всех Святых прославляют Бога – единый
источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к
их заступничеству. Чтения из Священного Писания, в свою очередь,
воспроизводят этический кодекс христианства (8 «блаженств» из Нагорной
проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств
святых, войти в число которых призваны и мы.
Диак. В. Дегтярев
SibCatholic.ru
http://catholic.baznica.info