Вторник, 07.05.2024, 15:33 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
Новости Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость

Основное меню
Категории новостей
Святой Престол. Мир
Украина СНГ
Литургические чтения Толкование литургических чтений
Воскресная школа для детей Евангелизация
Новости сайта Публикации
Архив новостей
Мини - чат
Помогите ребёнку
Facebook



добавить на Яндекс
 
Главная » 2010 » Ноябрь » 1 » Все Святые. Торжество
07:10
Все Святые. Торжество
Культ святых всегда оставался постоянной составляющей жизни Церкви. Первичным и наиболее адекватным его источником было совершение «воспоминания Вечери Господней» – исполнение заповеди, данной Церкви. Культ святых есть ничто иное, как один из аспектов Пасхальной тайны. Святые являются «местом» встречи спасающего деяния Бога во Христе с человеческой любовью и свободой. Через своих святых Церковь мистически участвует в этом деянии. Разные категории святых, различные их «чины»: мученики, исповедники, девы, пастыри, преподобные, Учителя Церкви по-своему восполняют дело Христа в истории. Они являются Его аутентичными свидетелями и конкретным историческим проявлением.

Культ святых нельзя воспринимать, как некую «посредническую инстанцию» или как «ступени», по которым можно взойти к Богу. Бог сотворил мир с целью его «обожения», Он Сам непосредственно наполняет и исполняет Собою всё. Вместе с тем, в святых Бог действует особенным образом, полнее открывает Себя в их жизни.

С другой стороны, целью деяний человека, в конечном счете, является стремление найти себя, как и весь свой мир, в Боге. Святые – это люди, которые сознательно и самоотверженно продвигались по направлению к этой цели. Поэтому в культе святых мы «касаемся Бога» и чтим Самого Бога. Можно утверждать, что единственным содержанием литургического года является целебрация таинства Спасения во Христе, а его неотъемлемый аспект составляет культ святых, в которых мистическое Тело Христа («Христос сегодня») имеет свое выражение и свою реализацию в Святом Духе в условиях конкретной реальности. «Месяцеслов», таким образом, становится манифестацией времени и истории, которые являются существенными элементами процесса Спасения во Христе, «этапами» и «поворотными моментами» этого процесса.

Святые, однако, не только «украшают» историю Церкви, но и принадлежат к ее сущности. Без святых Церковь не была бы собой. Благодаря святым, Церковь становится «светом миру» и «знамением для народов». Все эти мотивы очень отчетливо выражены в префациях латинского Миссала, посвященных святым. В свою очередь, Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского Собора (КЦ 50 и 53) приводит следующие основания для почитания святых:

1. В святых Бог являет людям Свое присутствие и Лик.

2. В них Он обращается к нам и свидетельствует о Своем Царстве.

3. Святые, пребывающие с Господом, пробуждают в нас эсхатологическую надежду и побуждают нас искать Града Божия.

4. Они показывают нам путь единения с Богом в конкретных ситуациях нашей жизни.

5. Святые являются свидетелями Царства Божия и правды Евангелия.

6. Почитание святых служит укреплению единства Церкви в практике братской любви.

Культ святых по своей природе восходит ко Христу, Который является «венцом святости», а через Него – к Богу-Отцу, «дивному в святых Своих».

Культ святых может быть выражен в трех понятиях: veneratio – «честь», imitatio – «подражание», invocatio – «призывание», что связано с intercessio – «заступничеством». Все эти три элемента неразрывно связаны между собой и взаимно друг друга обуславливают. Сохранение равновесия между ними гарантирует аутентичность культа.

Первыми почитаемыми в Церкви святыми были мученики. Ключевым при этом было понятие dies natalis (natale) – «день рождения». В языческой античности этот день был днем физического рождения. В годовщину рождения народного героя или известного человека проходили публичные торжества. В христианстве же dies natalis был днем кончины мученика, днем его «рождения для неба», его пасхального перехода по образу Христову.

Согласно языческим обычаям, родные и друзья покойного собирались в день его рождения на кладбище, чтобы предложить пищу и питие теням (манам) усопших и разделить с ними поминальную трапезу – refrigerium. Христиане восприняли кое-какие элементы этих обычаев, отказавшись однако от всего, что было в них несовместимым с верой в Воскресение. Траурные обряды и ритуальные рыдания были заменены пением псалмов, исполненных надежды Воскресения. Не отказываясь от refrigerium, христиане совершали на кладбищах Евхаристию в годовщину истинного рождения мученика – в день его славной смерти. Тем самым, dies natalis оказался связанным с поминовением – memoria в античном значении этого слова, что подразумевало духовное присутствие святого в собрании «своих» ради обмена с ними дарами Божией любви. Именно в таком духе нам следует совершать и поминовение всех усопших верных (2 ноября, День всех усопших верных).

После окончания гонений возникла идея мученичества без крови – аскезы, высшей формой которой считалась посвященная Богу девственная жизнь. Отцы Церкви ставили в один ряд мучеников и девиц, поскольку, по их мнению, они наиболее полным образом принадлежали Богу и Христу (св. Киприан). Таким образом в церковном календаре, наряду с мучениками, появились также имена святых монахов («преподобных») и дев. Первыми церковными календарями, содержащими имена святых, были Римский «Хронограф» Фурия Дионисия Филокалиса от 354 г. и «Никомедийский Календарь» от 363 г. (сохранился в сирийской версии от 411 г.).

На основании календарей составлялись Мартирологи (первоначально на Востоке) – каталоги имен святых в последовательном (день за днем) порядке. Все Поместные Церкви имели свои Мартирологи. Имена местных святых помещались на диптихах – специальных таблицах, выставлявшихся в храме. К ним могли быть присоединены имена святых, почитаемых в иных Церквах. На основании поместных Мартирологов со временем стали составляться календари для Вселенской Церкви (Синаксарь). На Востоке такие попытки делались еще ранее 400 г.

Развитию культа святых весьма способствовало и почитание мощей (как и позднейшие акции по их перенесению). Согласно свидетельству св. Амвросия, «мощи» – это частицы тела святого, сберегаемые на день Воскресения мертвых. Им приписывалась чудодейственная сила, поскольку они содержали мощь благодати, действовавшей посредством этого человека (ср. 4 Цар 13,21; Мф 9,20; Деян 5,15;19,12).

Книга Откровения (Откр 6,9) говорит о душах убиенных христиан, находящихся под небесным алтарем. Возможно, подобные представления обусловили практику вкладывания частиц мощей в специальную нишу (менсу) алтаря. Каждая Поместная Церковь, каждая община, каждый храм стремились приобрести реликвии святых, без которых теперь стало невозможным даже освящение храма.

Начиная с раннего Средневековья, заметную роль в благочестии верных стала играть агиографическая литература – «Жития святых». У истоков этого жанра находятся Акты мучеников (древнейшие – описание мученичества в Лионе от 177 г. и мученичества св. Поликарпа от 156 г.), которые позже развились в Легенды (в первичном значении этого слова – «дела, о которых следует прочитать»). Читались также произведения, принадлежащие перу тех или иных святых (особенно во время паломничеств, паломниками же они и распространялись).

Апогей культа святых приходится на Средние века, чему способствовали крайне суровые условия жизни, войны, эпидемии и стихийные бедствия. Людям были нужны защитники, в то время как Бога представляли очень далеким, суровым и неумолимым Владыкой. Те или иные святые провозглашались покровителями городов, ремесел, занятий. Отдельным святым даже приписывались конкретные «специальности».

Почитание святых в Церкви было несвободно от кризисов. Первый из них возник на почве иконоборческого движения (Византия, VIII век): наряду с поклонением изображениям, правомочность «поклонения святым», т.е. твари вместо Творца, также была поставлена под сомнение. Ответом Церкви на подобные упреки стали постановления II Никейского Собора (VII Вселенского Собора: 787 г., VII сессия), в которых было проведено различие между абсолютным культом поклонения, приличествующим одному лишь Богу (греч. латрейя) и относительным и подчиненным культом почитания, который может быть допущен по отношению к святым (греч. дулиа).

Следующий кризис был связан с явлением Реформации. Отрицание культа святых со стороны ведущих реформаторов было связано со средневековыми злоупотреблениями в данной области. Тридентский Собор на своем 25 заседании в декабре 1563 г. занялся этими проблемами. Его решения по существу воспроизвели позицию II Никейского Собора.

Почитание святых обычно начиналось «снизу», в народном благочестии, однако требовалось также подтверждение со стороны епископа. Синод в Карфагене 398 г. предписывает разумную осторожность в этих вопросах. На Западе, начиная с X-XI веков, епископы все чаще обращались к Папе, интересуясь его мнением относительно почитания того или иного святого. Первая официальная канонизация по просьбе епископов была совершена Папой Иоанном XV в 993 г. (епископ Ульрих Аугсбургский). Папа Александр III издал в 1171 г. Декрет, предписывающий обращение к авторитету Святого Престола для введения культа какой-либо особы, а Иннокентий III (1198-1216 гг.) окончательно зарезервировал право «провозглашения святым» за Апостольской Столицей.

Тридентский Собор поручил дело канонизации будущих святых образованной по его же постановлению (в 1588 г.) Конгрегации Обрядов. В 1634 г. была введена первая ступень канонизации – беатификация, т.е. причисление к лику «блаженных». При этом, если канонизация (причисление к лику «святых») подтверждает, что данная личность достигла вечного блаженства и ей приличествует культ во всей Церкви, то беатификация разрешает ее почитание на определенной территории, в рамках определенного ордена и т.д.

Реформа календаря 1969 г. упорядочила культ святых и установила степени их почитания: торжество, праздник, обязательное поминовение, поминовение по желанию (факультативное).

С давних времен в Церкви существует празднование, посвященное «всем святым». «Никомедийский каледарь» помещает праздник Всех Святых на пятницу в октаве Пасхи. Св. Ефрем Сирин вспоминает о праздновании дня Всех Мучеников 13 мая, а св. Иоанн Златоуст свидетельствует о торжестве в честь Всех Святых в первое воскресенье по Пятидесятнице. Этой последней даты Православная Церковь придерживается до сих пор.

Принятый в латинском обряде обычай отмечать День Всех Святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке, очевидно – как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день «Хэллуин» («день духов», «день мертвых»). С XV века этот праздник получил октаву, а еще раньше – Навечерие, упраздненные в 1955 г. Однако же и в современном календаре за Днем Всех Святых следует День Поминовения всех усопших верных (2 ноября). Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные Мессы, а верные приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу умерших.

Литургические молитвы Дня Всех Святых прославляют Бога – единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного Писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (8 «блаженств» из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых, войти в число которых призваны и мы.

Диак. В. Дегтярев

SibCatholic.ru


http://catholic.baznica.info

Категория: Мир | Просмотров: 897 | Добавил: Andrii40 | Пожалуйста проголосуйте за эту новость  Рейтинг: 0.0/0
Copyright Сatholic-info. © 2024
Поиск
...
Опрос
Какой праздник для вас самый главный?
Всего ответов: 530
Мы на You Tube
Радио Мария ОнЛайн
Праздники
НАША КНОПКА


...
Block contentТелебачення Віковічного Слова
eXTReMe Tracker Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Рейтинг Francis.ru
 

Бесплатный хостинг uCoz