Замысел принадлежал доминиканской монахине, которая в молодости была моделью художника
В конце 2010 года в Ватикане будет открыт зал, посвященный творчеству
французского художника Анри Матисса (1869-1954), и, прежде всего –
капелле Розария во французском городе Вансе, над украшением которой
Матисс трудился незадолго до смерти. Замысел этой капеллы принадлежал
доминиканской монахине Жак-Мари, которая в ранней молодости, еще до
принесения обетов, позировала художнику.
В зале Матисса будут представлены планы и эскизы капеллы, в
1970-1980-х годах переданные музею одним из сыновей Матисса и
доминиканскими монахинями. Кроме того, посетители смогут увидеть
шелковое литургическое облачение, сшитое по эскизам художника. Наконец, в
Ватикане находится переписка Матисса с настоятельницей монастыря и,
конечно, с сестрой Жак-Мари, без которой капеллы Розария просто не было
бы. В 1993 году эта монахиня еще была жива, и, встретившись в Бидаре
(неподалеку от Биарицца) с корреспондентом «Apic», рассказала ему о
своей дружбе с художником.
«Я
и правда сыграла в этом деле роль посредницы, – призналась сестра
Жак-Мари. – Без меня бы капеллы не было». Так все и началось, и
продолжается по сей день, вплоть до открытия зала Матисса в Ватикане.
Рассказывая о Матиссе, монахиня вспоминала, как возник замысел
часовни. По ее словам, тут сошлось сразу множество обстоятельств.
Сначала – эскиз витража, который сестра Жак-Мари набросала, сидя у гроба
одной из сестер. Затем – воодушевление самого Матисса, «Крестный путь»,
«Богоматерь с Младенцем», первые витражи. Наконец, в конце 1947 года,
художник решился: «Ну что же, я построю вашу капеллу». Откуда взять
денег? «Найдем, – был уверен Матисс. – Будем устраивать выставки,
продавать литографии…» 25 июня 1951 года епископ Ниццы освятил капеллу.
«Лучшие свои рисунки и картины я писал с вами», – признавался Матисс
молодой медсестре Монике Буржуа. В 1942 году Моника стала позировать
знаменитому художнику, непревзойденному мастеру цвета. Их дружба
продолжалась до самой смерти Матисса в 1954 году.
В реабилитационном центре для жертв автокатастроф в Бидаре сестра
Жак-Мари рассказывала все новые подробности о «месье Матиссе». Видно
было, что воспоминания о художнике вызывают в пожилой монахине множество
чувств – она их не скрывала, да и все равно не смогла бы скрыть. Ей
было уже 72 года. «Столько было месье Матиссу, когда мы с ним
познакомились», – монахиня вздохнула, вспоминая о том, как ухаживала за
Анри Матиссом в госпитале Ниццы.
«Я
хорошо помню тот день, когда первый раз увидела месье Матисса, –
рассказала сестра Жак-Мари. – Это было в 1942 году. Месье Матисс
поглядывал на меня краем глаза – он казался равнодушным и холодным. На
самом-то деле, он был совсем другим. Как бы он иначе рисовал такие
картины? Вскоре взаимное недоверие удалось преодолеть, и я увидела в
Матиссе теплоту и глубокую человечность». Целый месяц Моника дежурила у
постели художника. Вскоре после выписки он ей позвонил и попросил
позировать. «Я ожидала чего угодно, но только не этого, – призналась
сестра Жак-Мари. – Мне тогда еще никто не говорил, что я красива».
Художник настаивал: у Моники тот овал лица, который ему нужен. С 1942 по
1943 год создаются четыре шедевра: «Моника», «Идол», «Зеленое платье и
апельсины», «Королевский табак». Для всех них позировала молодая
медсестра. Матисс создаст еще множество портретов Моники Буржуа – вплоть
до 1946 года, когда девушка принесет вечные обеты.
В юности Моника ощущала сразу множество призваний – к творчеству, к
работе медсестры. Наконец, она понимает, что призвана уйти в монастырь.
«Я долго сомневалась, – рассказала сестра Жак-Мари нашему
корреспонденту, – но в конце концов сделала свой выбор». Труднее всего
было сообщить о своем решении «месье Матиссу». Моника долго выбирала
день, просила секретаршу Матисса «ничего ему не говорить». Наконец, она
рассказала художнику о своем выборе. Разговор оказался трудным: «И как
вам такое могло прийти в голову? – неудомевал Матисс. – А я-то собирался
учить вас рисунку. Мне нравятся ваши работы, у вас талант». По словам
сестры Жак-Мари, после ее ухода в монастырь художник несколько месяцев
ничего не рисовал. Монахиня узнала об этом только позже.
Сестра Жак-Мари показала большую папку – о такой мечтает любой музей.
В папке – письма Матисса, кто знает, показывала ли монахиня их
кому-нибудь еще. Многие из писем были украшены рисунками и орнаментами.
Еще в папке оказались две литографии Матисса, одна подарена на
принесение обетов, другая – незадолго до смерти художника, и
разрисованная Матиссом керамическая плитка.
Рассказывая о Матиссе, сестра Жак-Мари вспоминала о его встречах с
Шагалом и Пикассо. «Первый все время витал в облаках, второй был
постоянно в движении. Они часто спорили, иногда горячо. Пикассо был
очень недоволен, когда Матисс решил строить капеллу. «Твоя капелла
станет овощным складом», – заявил он. Монахиня рассказывала об этом
эпизоде, и во взгляде ее читался укор.
Затем взгляд смягчился – она перешла к рассказу о Шагале, о том, как тот переживал развод с женой и расставание с дочерью.
А
вот еще один забавный случай про Пикассо: «Однажды Матисс подарил
Пикассо белых голубей. Именно с них Пикассо рисовал своего голубя мира.
Так Матисс при любой ссоре кричал: «Твой голубь мира – это всего-навсего
мои голуби!». Монахиня рассказала о том, как сердился Матисс, если
кто-нибудь из его друзей обращался неуважительно с юной натурщицей:
«Когда он представлял меня Арагону, Арагон отвернулся. Матисс просто
бушевал».
При входе в бидарский реабилитационный центр «Облака» в глаза
бросилась яркая керамическая скульптура, выполненная в манере Матисса.
Автор ее – сестра Жак-Мари: дружба с художником принесла свои плоды.
Глядя на эту скульптуру, монахиня повторила, что не жалеет о своем
выборе. «Грусто лишь то,– продолжала она, – что я не могла быть рядом с
месье Матиссом в последние годы его жизни, когда ему больше всего была
нужна моя поддержка. Незадолго до его смерти я видела его во сне».
Матисс умер 3 ноября 1954 года в Ницце. «Я не смогла исполнить того, о
чем он просил в своих последних письмах, – призналась сестра Жан-Мари. –
Всю жизнь об этом жалею». И снова вздохнула. Она хранила память о
многом: о капелле в Вансе, о садах, солнце и красках, о необычных формах
и портретах. И о художнике Анри Матиссе.
Пьер Ротте
11 августа 2010
Перевод «Благовест-инфо»
Источник: Apic