Общую аудиенцию на площади Св. Петра Папа посвятил 118-му Псалму и теме
слушания Слова Божьего. Св. Отец обратился к верным со следующим
наставлением:
«Дорогие братья и сестры, в прошлых катехизических
наставлениях мы размышляли над некоторыми Псалмами, которые являются
примером типичных видов молитвы: плач, доверие, хвала. В сегодняшней
вероучительной беседе я хотел бы остановиться над Псалмом 119-м
(согласно еврейской традиции), или 118-м (согласно греко-латинской
традиции). Этот Псалом совершенно особенный, уникальный в своем роде.
Прежде всего – из-за объема: он состоит из 176 стихов, разделенных на 22
строфы, каждая по 8 стихов. Затем, он выделяется своим «алфавитным
акростихом»: то есть он составлен в соответствии с еврейским алфавитом –
из 22 букв. Каждая строфа соответствует букве алфавита, и с этой буквы
начинается первое слово каждого из восьми стихов строфы. Мы видим
оригинальную и весьма обязывающую литературную конструкцию, посредством
которой автор Псалма должен был выразить все свое мастерство.
Но для
нас самое важное – это основная тематика Псалма: перед нами –
торжественное и грандиозное воспевание Торы Господа, то есть Его Закона,
-- этот термин в более широком и законченном смысле следует понимать
как учение, наставление, руководство к жизни. Тора – это Откровение,
Слово Божье, обращенное к человеку и пробуждающее в нем ответ
доверительного послушания и щедрой любви. И любовью к Слову Божьему
пронизан весь этот Псалом, воспевающий его красоту, спасительную силу,
способность даровать радость и жизнь. Ибо Закон Божий – не тяжкое иго
рабства, но дар благодати, который освобождает нас и ведет к счастью.
«Уставами Твоими утешаюсь, не забываю Слова Твоего», -- утверждает
псалмопевец. И еще: «Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я
возжелал ее»; «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем». Закон
Господень, Его Слово – это центр жизни молящегося. В нем он находит
утешение, над ним размышляет, сохраняет его в своем сердце: «В сердце
моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою». Это и есть
секрет счастья для Псалмопевца. И еще: «Гордые сплетают на меня ложь; я
же всем сердцем буду хранить повеления Твои».
Верность Псалмопевца
рождается от слушания Слова, от того, что он хранит его в самом сердце,
размышляя над ним и любя его. Как Мария: она хранила, «слагая в сердце
своем», обращенные к ней слова и чудесные события, открытые ей Богом,
который ждал от нее согласия веры. И если наш Псалом с первых же строк
провозглашает блаженным того, кто ходит в законе Господнем и хранит Его
откровения, то именно Дева Мария приводит к полноте образ безупречного
верующего, описанного псалмопевцем. Да, это она – истинная «блаженная»,
провозглашенная таковой устами Елисаветы, ибо она уверовала в то, что
совершится сказанное Господом. Это ей и ее вере Иисус дает
свидетельство, когда отвечает женщине, воскликнувшей: «Блаженно чрево,
носившее Тебя», -- «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
Да, Мария блаженна потому, что она в своем чреве носила Спасителя, но
прежде всего – потому, что приняла возвещение Господа, была внимательной
и любящей хранительницей Его Слова.
Таким образом, Псалом 119 весь
соткан из этого Слова, слова жизни и блаженства. И если его центральная
тема – «Слово» и «Закон» Господа, то наряду с этими терминами почти во
всех стихах встречаются его синонимы: «уставы», «заповеди», «суды»,
«откровения», «повеления». И потом, многочисленные связанные с ними
глаголы – соблюдать, хранить, узнавать, любить. Весь алфавит
разворачивается в 22 строфах Псалма, как словарь доверительных отношений
верующего с Господом. Мы находим здесь хвалу, благодарение, упование,
но также и мольбу, жалобу, однако всегда пронизанные верой в
Божественную благодать и в силу Слова Божьего. Даже стихи, наиболее
отмеченные болью и ощущением мрака, остаются открытыми наждежде и
проникнутыми верой. «Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову
Твоему», -- с доверием молится псалмопевец. «Я стал, как мех в дыму,
но
уставов Твоих не забыл», -- восклицает он как верующий. Хотя его
верность и подвержена испытанию, он находит силу в Слове Господнем: «И я
дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое», -- с уверенностью
говорит он. И даже перед ужасной перспективой смерти заповеди Господни
остаются его отправной точкой, его надежой и победой: «Едва не погубили
меня на земле, но я не оставил повелений Твоих».
Божественный закон,
предмет горячей любви псалмопевца и любого верующего, -- это источник
жизни. Желание понять его, соблюсти его, ориентировать на него всю свою
жизнь – вот характеристика каждого праведника, верного Господа, который
помышляет над ним денно и нощно. Закон Божий необходимо носить в сердце,
как говорится в известном тексте «Слушай, Израиль» из Второзакония: «
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; И да будут слова
сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям
твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и
вставая». Будучи центром существования, Закон Божий требует сердечного
внимания, слушания – послушания, но не рабского, а сыновнего,
доверчивого, осознанного. Слушание Слова – это личная встреча с Господом
жизни, встреча, которая должна стать конкретным выбором и ученичеством.
Когда у Иисуса спрашивают, что нужно сделать, чтобы обрести жизнь
вечную, Он указывает на путь соблюдения Закона, но объясняя, как его
исполнить: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и
раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй
за Мною». Исполнение Закона означает следовать за Христом, идти по пути
Христа, вместе с Иисусом.
Итак, Псалом 119 ведет нас к встрече с
Господом и ориентирует нас на Евангелие. В нем есть стих, на котором
хочется особенно остановиться – 57: «Удел мой, Господи, сказал я,
соблюдать слова Твои». И в других Псалмах молящийся утверждает, что
Господь – его удел, его наследие. «Господь есть часть наследия моего и
чаши моей», говорится в Псалме 16. (…). Любовь к Богу и к Его Слову
ведет Псалмопевца к радикальному выбору Господа как единственного блоага
и Его Слова как драгоценный дар».