Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Евангелие этого воскресенья (Лк 21,5-19) содержит первую часть речи Иисуса о последних временах. Иисус произносит ее в Иерусалиме, у храма; и отправной точкой этой речи послужили люди, говорившие о храме и о его красоте, потому что этот храм был прекрасен. Тогда Иисус сказал: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне» (Лк 21,6). Естественно, Его спросили: когда это произойдет?, какие будут знамения? Но Иисус перемещает внимание с этих второстепенных аспектов – когда это будет, как это произойдет – на истинные вопросы. Их два. Первый: не дать ввести себя в заблуждение ложным мессиям и не дать страху одержать над нами верх. Второй: жить временем ожидания как временем свидетельства и настойчивости. И мы живем в это время ожидания – ожидания пришествия Господа.
Эта речь Иисуса всегда актуальна, даже для нас, живущих в XXI веке. Он повторяет нам: « Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я» (ст. 8). Это призыв к распознаванию, – к этой христианской добродетели, заключающейся в том, чтобы различать, где дух Господень, а где дух зла. В самом деле, и сегодня есть ложные "спасители”, пытающиеся заменить Иисуса: лидеры этого мира, святоши, даже маги, – персонажи, желающие привлечь к себе умы и сердца, особенно молодежи. Иисус предостерегает нас: «Не ходите вслед их!», – не ходите за ними.
И Господь помогает нам также избавиться от страха перед войнами, революциями, а также перед стихийными бедствиями, эпидемиями: Иисус освобождает нас от фатализма и от ложных апокалиптических видений.
Второй аспект обращен к нам как христианам и как Церкви: Иисус предвещает скорбные испытания и гонения, которые должны будут пережить Его ученики за Его дело. Однако при этом заверяет: «Но и волос с головы вашей не пропадёт» (ст. 18). Он напоминает нам, что мы всецело находимся в руках Божьих! Враждебность, с которой мы сталкиваемся из-за нашей веры, и нашего следования Евангелию является еще одной возможностью для свидетельства: она не должны отдалять нас от Господа, но наоборот, побуждать еще больше уповать на Него, на силу Его Духа и Его благодати.
В этот момент я думаю – и давайте сделаем это все вместе – подумаем о множестве наших братьев и сестер христианин, которые терпят гонения из-за своей веры. Их очень много, возможно, гораздо больше, чем в первые века. С ними Иисус. Мы тоже соединены с ними нашей молитвой и любовью. И мы даже восхищаемся их мужеством и свидетельством. Это наши братья и сестры, которые во многих уголках мира страдают из-за своей верности Иисусу Христу. Давайте поприветствуем их от всего сердца и с любовью.
В конце Иисус дает обетование, которое является гарантией победы: «Терпением вашим спасете души ваши» (ст. 19). Сколько надежды в этих словах! Это призыв к надежде и терпению, к умению ждать надежных плодов спасения, доверяясь глубокому смыслу жизни и истории: испытания и трудности являются частью более великого замысла; Господь, – властитель истории, – ведет все к свершению. Несмотря на беспорядки и несчастья, будоражащие мир, замысел блага и милости Божьей исполнится! Это также и наша надежда: идти по этому пути, согласно Божьему замыслу, который исполнится. Это наша надежда.
Это послание Иисуса заставляет нас размышлять о нашем настоящем и дает нам силу принимать его с мужеством и надеждой, вместе с Богородицей, Которая всегда идет с нами.