ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Макк 7, 1. 20-31В те дни: Случилось, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царём есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Наиболее достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь её сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке, и говорила им: я не знаю, как вы явились во чреве моём; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы. Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который ещё оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почётные должности. Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал её посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений, она согласилась уговаривать сына. Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя моё, посмотри на небо и на землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошёл и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих, и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими. Когда она ещё продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея. Ты же изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих.
ТолкованиеЧасто, сталкиваясь с проявлениями человеческой гордыни и исходящего из нее произвола, мы чувствуем искушение спросить себя, существует ли на самом деле справедливость. Этот вопрос становится еще более острым, когда речь идет о страдании невинных. Ответ на него мы находим именно в этом отрывке: мужество и спокойствие женщины и ее детей перед лицом смерти говорит об их великой вере. Женщина предпочитает потерять жизнь – и жизнь своих детей – чем предать Бога и традиции отцов. В словах ее сына есть и предупреждение тирану: Всевышний не замедлит явить Свой суд над угнетателем.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 19, 41-44В то время: Когда приблизился Иисус к Иерусалиму, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
ТолкованиеВхождение Иисуса в Иерусалим кажется триумфальным. На самом же деле это последние дни Его жизни: в этом контексте отречение от Него со стороны избранного города становится решающим, закрывая Иерусалим от Божией благодати. Поэтому Господь плачет: Он видит, что народ Иерусалима сам осуждает себя на разорение и запустение. Пророчество Иисуса осуществится всего несколько десятилетий спустя после Его смерти и воскресения. Те, кто отказывается от любви Бога, сами осуждают себя на разорение и смерть. И горе нам, если мы думаем, что это Он нас наказывает: мы сами сворачиваем с пути спасения, попадая в руки того, кто желает погубить нас грехом.
Русская служба Радио Ватикана