Во время общей аудиенции утром 23 октября, продолжая в присутствии более 100 тысяч верных катехизические наставления о Церкви, Папа Франциск размышлял о Марии как прообразе и образце Церкви. "Я делаю это, – сказал Святейший Отец, – используя выражение Второго Ватиканского собора. Конституция Lumen gentium гласит: «Богородица — прообраз Церкви, как учил уже св. Амвросий, в смысле веры, любви и совершенного единения со Христом» (п. 63)”.
Папа начал с первого аспекта, – с Марии как образца веры. "В каком смысле Мария является образцом для веры Церкви? Подумаем, кем была Дева Мария: еврейской девушкой, которая всем сердцем ждала искупления своего народа. Но в этом юном сердце дочери Израиля была тайна, которой Она Сама еще не знала: в Божьем замысле любви Она была предназначена стать Матерью Искупителя. В Благовещении Божий Посланник называет Её "благодатной” и открывает Ей этот замысел. Мария отвечает "да”, и с этого мгновения вера Марии обретает новый свет: она сосредотачивается на Иисусе, Сыне Божием, Который принял от Нее плоть и в Котором исполнились обетования всей истории спасения. Вера Марии есть свершение веры Израиля, – именно в Ней нашел свое выражение весь путь этого народа веры, который ожидал искупления, и в этом смысле Мария является образцом веры Церкви, центром которой является Христос, воплощение безграничной Божьей любви”.
"Как же Мария жила этой верой? – продолжил Папа. – Она жила ею в простоте тысячи повседневных дел и материнских забот о том, как добыть еду, одежду, как заботиться о доме... Именно эта обычная жизнь Богородицы была почвой, на которой развивались уникальные отношения и глубокий диалог между Ней и Богом, между Ней и Её Сыном. "Да” Марии, совершенное уже с самого начала, росло вплоть до часа Креста. И там Её материнство расширилось, обнимая каждого из нас, нашу жизнь, чтобы повести нас к Своему Сыну. Мария жила погруженной всегда в тайну Бога, ставшего Человеком, как Его первая и совершенная ученица, размышляя над всем в Своем сердце в свете Святого Духа, чтобы понять и исполнить до конца волю Божию. Мы можем спросить себя: просвещаемся ли мы верой Марии, нашей Матери? Или мы представляем Ее далекой, слишком отличающейся от нас? В минуты трудностей, испытаний, мрака смотрим ли мы на Нее как на образец доверия к Богу, Который желает нам всегда и исключительно добра? Подумаем об этом. Нам было бы полезно вновь открыть для себя Марию как образец и прообраз Церкви в той вере, которую Она имела”.
Далее Папа Франциск рассмотрел второй аспект: "Мария – образец милосердия. Каким образом Мария является для Церкви живым примером любви? Вспомним о Её готовности помочь родственнице Елисавете. Посетив ее, Дева Мария принесла ей не только материальную помощь, но принесла также Иисуса, Которого имела в Своем чреве. Принести Иисуса в этот дом означало принести туда радость, большую радость. Елисавета и Захария были счастливы этой беременностью, которая казалась невозможной в их возрасте, но именно молодая Мария принесла им полную радость, ту, что исходит от Иисуса и Святого Духа и выражается в бескорыстном милосердии, в солидарности, во взаимной помощи, во взаимопонимании”.