Во вторник 7 февраля с.г. в Ватикане прошла презентация Послания
Бенедикта XVI на Великий Пост 2012 года, который начнется через две
недели. Презентацию возглавил председатель Папского Совета
Cor Unum кардинал Роберт Сара.
В этом году Папа сосредоточился на необходимости взаимной заботы как
одном из проявлений любви. Христиане призваны заботится не только о
себе, но и о ближних, поскольку наши судьбы взаимно переплетаются как в
добре, так и в зле. Как грехи, так и добрые дела имеют социальное
измерение, — отмечает понтифик.
Бенедикт XVI отдает себе отчет в том, что подобная жизненная позиция
вступает в противоречие с принятым ныне равнодушием. Равнодушие – это
производное эгоизма, хотя порой и рядится в одежды уважения к
внутреннему миру другого человека. Иисус Христос решительно обличал
равнодушие. Эта позиция персонифицирована в Евангелиях в образах
священника и левита из притчи о Милосердном самарянине или в образе
бездушного богача из притчи о богаче и Лазаре. Равнодушие клеймили и
предшественники Бенедикта XVI на Папском престоле. Павел VI видел в нем
главный корень проблем современного мира, а потому писал: «Человечество
страдает тяжелой болезнью. Причина этой болезни – не столько недостаток
материальных благ и их концентрация в руках немногих, сколько распад
братских связей между отдельными людьми и между народами».
В своем Послании на Великий Пост 2012 года Бенедикт XVI больше всего
внимания уделяет одному из аспектов взаимной заботы, который, по его
убеждению, забыт современным миром, а именно, братскому увещанию с
мыслью о вечном Спасении ближнего. В современной Церкви существует
отзывчивость на материальные нужды ближних, зато почти совершенно
обходится молчанием духовная ответственность за братьев, — читаем мы в
Послании.
Совсем иначе обстояло дело, — подчеркивает Папа, — в Церкви первых
столетий и в зрелых христианских общинах, где заботились не только о
материальных потребностях брата но и о здравии его души с мыслью о его
вечном призвании. Сам Иисус призывал обличать согрешающего брата, а в
традиции Церкви «увещание грешников» считается «делом милосердия в
отношении души». Актуализация этого аспекта христианской любви крайне
важна сегодня, — настаивает Папа, — и продолжает: «Нельзя молчать перед
лицом зла. Я имею в виду поведение тех христиан, которые под предлогом
уважения к другой человеческой личности или просто из соображений личной
выгоды приспосабливаются к повсеместно доминирующей ментальности вместо
того, чтобы предупреждать своих братьев об опасности форм мышления и
поведения несовместимых с истиной и не ведущих ко благу».
Равнодушие к духовному благу ближнего проявляется и в забвении
эсхатологической перспективы. В этой ситуации вся жизнь сводится
исключительно к ее земному измерению, а во имя свободы индивида
признаётся правомерность любого нравственного выбора.
С другой стороны Бенедикт XVI предупреждает, что братское увещание не
должно сводиться к осуждению и обвинениям. Его цель – помочь ближнему
стать на путь правды. Так и апостол Павел, призывая своих духовных чад
заботиться о заблудших, указывал на грозящую опасность самим поддаться
искушению. Ведь все мы – слабые и несовершенные, даже «праведник семь
раз падает», — напоминает Папа, цитируя Книгу Притчей Соломоновых.
Подводя итоги, Бенедикт XVI отмечает, что братское увещание особо
значимо в современном мире, в котором господствует индивидуализм и очень
сильно искушение невмешательством. Но, поступая так, мы «угашаем Духа»,
не используем данные нам для нашего собственного блага и блага ближних
таланты. Великий Пост – это предоставленный нам шанс обновить свою жизнь
с помощью Слова Божия и Таинств. Тот, кто не прогрессирует в духовной
жизни, неизбежно деградирует, — пишет Папа.
В свою очередь, ведущий презентацию кардинал Роберт Сара отметил, что
обязанность братского увещания распространяется и на отношение Церкви в
целом к современному миру. Мы не можем молчать при виде творящейся
несправедливости, однако сегодня главным заданием Церкви должно стать
напоминание человеку о существовании Бога и Его воле, — считает
кардинал.
«Церковь принимает на себя роль пророка в этом мире прежде всего с той
целью, чтобы указать на отсутствие Бога в нашей жизни, в чем и следует
видеть подлинный источник несправедливости. Без вдохновляющего и
обличающего нас Бога жизнь становится борьбой за существование за счет
слабых. Наша основная обязанность по отношению к миру – возвещать ему,
что Бог существует и наше будущее зависит от того, признаём ли мы Его
власть, которой на самом деле все мы подчинены. Там, где нет Бога,
нашего Отца, побуждающего нас к солидарности и делению с другими людьми,
жизнь замирает, а братство становится пустой утопией», — сказал
председатель Папского Совета Cor Unum.
http://sibcatholic.ru